НАШ
ФОРУМ Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы , и новинки игрового мира
СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ Случайности, как ни крути,
играют в
нашей жизни значительную роль, ведь всего не распланируешь, не
предусмотришь. Мое знакомство с игрой «В тылу врага», вышедшей в 2004
году, – чистая случайность, и, несомненно, случайность счастливая. Зашел
как то в магазин, случайно обратил внимание на коробку с новой игрой
безвестной тогда компании Best Way. Посмотрел
скриншоты на обложке, почитал текст… Приобрел – и не пожалел.
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?.. Что из себя представляет «В тылу врага»? Это
тактическая стратегия на тему Второй Мировой войны, в которой игроку
придется управлять маленькой группой в пять-десять человек или парой
единиц бронетехники, выполнять различные тактические и сюжетные задания
и воевать против значительно превосходящих сил противника. Основа,
которая была заложена в этой игре, видоизменяясь и эволюционируя,
осталась в последующих играх серии – «В тылу врага: Диверсанты» и «В
тылу врага: Диверсанты 2», «В тылу врага 2» и «В тылу врага 2: Братья по
оружию». Четыре игровые стороны – СССР, Германия, США и
Великобритания (в дальнейших играх их объединили в «Союзников»). Миссии,
отдельные либо сюжетно связанные в кампании, свобода выбора тактических
решений (иногда полная, иногда – относительная), удачный баланс между
реалистичностью происходящего и удобством игры. Масса разнообразных видов бронетехники, артиллерии
и стрелкового вооружения. Снаряды различаются по калибрам и по
назначению (бронебойные и фугасно-осколочные). Патроны к стрелковому оружию тоже делятся на
классы – винтовочные, пулеметные, пистолетные. Есть разные типы
противопехотных и противотанковых
гранат. И всем этим игрок может свободно распоряжаться сам – загружать в
рюкзак-инвентарь каждого бойца или технической единицы необходимое,
выбрасывать ненужное, использовать по усмотрению. Подбирать на поле боя
боеприпасы и оружие, снимать с подбитой техники пулеметы и сливать
бензин, обезвреживать вражеские минные заграждения, захватывать технику
и тяжелое вооружение – заниматься подобным «микроменеджментом» при
прохождении миссий игры не только можно, но и должно. К сожалению, в играх «В тылу врага 2» и «В тылу
врага 2: Братья по оружию» в связи со значительным увеличением масштаба
происходящего в игре, и изменения ее характера от «в тылы врага» до «на
переднем крае», надобность подобного «микроменеджмента» отпала. Да и
невозможно за всем уследить, если под твоим началом не пять солдат, а
пятьдесят, а то и больше. Естественно, надо сказать о замечательной
особенности игры – способности брать на «ручное управление» любого юнита.
При этом управление осуществляется как в шутере от третьего лица –
клавиатурными «стрелками» двигаемся, «мышью» целимся и стреляем.
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА Несмотря на то, что игра вышла в 2004 году, до сих
пор ее физический движок и графика смотрятся на уровне. На момент же
выхода, игра в этих компонентах просто не имела себе равных. Полная
интерактивность окружения, красота и сочность изображения – все это было
в игре. В дальнейшем, в продолжении игры – «В тылу врага 2» – эти
аспекты были доведены до совершенства. Игровой ИИ не отличался какой-то особенной
изысканностью, но на помощь «своим» приходило «ручное управление», а на
помощь «чужим» – скрипты. Правда, иногда (весьма редко) скрипты в
миссиях срабатывали некорректно – если игрок предпримет какой-нибудь
очень неожиданный шаг. Но во всех играх серии, «В тылу врага» в этом
отношении самая благополучная. В играх-продолжениях ИИ заметно не
поумнел, а вот положение со скриптами резко ухудшилось – разработчики
усиленно загоняют игрока на стальные скриптовые рельсы, а попытки игрока
поступать «по-своему» стала грозить сбоями и ошибками. Реализм и игровые условности во «В тылу врага» были
смешаны в пропорции, близкой к идеальной. Пусть танки стреляли на
расстояние не более ста метров, но я не могу себе представить, как бы
выглядела танковая дуэль в этой игре на расстоянии полутора километров,
при таком уровне графики и физики. Да еще – при тогдашнем уровне компьютерного
«железа». В данном случае, реализм принесен в жертву геймплею совершенно
оправдано. С другой стороны, сама техника показана достаточно
реалистично: и модель повреждений (никаких вам лайфбаров!, физика и еще
раз физика), и общее оформление – возможность мелкого полевого ремонта
(при наличии ремкомплекта), и невозможность исправить серьезные
повреждения; наличие экипажа, каждый член которого выполняет свои
функции; требуемый для движения бензин и необходимые для вооружения
различные боеприпасы… Еще одна черта, которая во «В тылу врага» была на
высшем уровне – игровой интерфейс и удобство управления. Никаких лишних
кнопок, никаких вкладок и особых настроек – только самое необходимое,
приятно оформленное, радующее глаз и удобное в использовании. В игре «В
тылу врага 2» разработчики, словно решив поиздеваться над игроками, все
усложнили и запутали (хотя намеревались, конечно, упростить). Вот
пример. Во «В тылу врага 2» для каждого из действий – установить мину,
заложить динамит, установить маскировочную «зелень», начать ремонт
техники и т. п. – имеются свои отдельные, самостоятельные кнопки,
распиханные по трем вкладкам. А вот в первой «В тылу врага» было
достаточно нажать на единственную кнопку «использовать», чтобы боец
выполнял действия, соответствующие тому предмету (мине, динамитной шашке
и т. д.), который он держал в руках. Удобная миникарта из «В тылу врага», во «В тылу
врага 2» превратилась в чудовищную «микрокарту» (ситуацию немного
выправил патч, введший еще одну, дополнительную, миникарту). И лишь в
аддоне «В тылу врага 2: Братья по оружию» с миникартой снова стало
удобно работать. Во «В тылу врага» (равно как и в «Диверсантах»,
сделанных на том же движке) в отношении игровой индикации свято
проповедовался принцип минимализма – никаких лишних иконок, подписей и
надписей, фигурных курсоров и пиктограмм. Никакие аркадные элементы
индикационного оформления не портили реалистичную картинку. Однако, в следующих играх серии: «В тылу врага 2» и
особенно аддонах к ней, с увеличением реалистичности и качества графики и
физики, резко увеличилось количество условной индикации. Дошло до того,
что в игре «В тылу врага 2: Братья по оружию» при повреждении гусеницы
танка всплывает огромная цветная надпись «трак поврежден», тогда как в
первой «В тылу врага» подобные повреждения можно было оценить только «на
глаз». Различные индикации, подсказки и надписи, поселившиеся во «В тылу
врага 2» и обильно размножившиеся во «В тылу врага 2: Братья по оружию»
уместно смотрятся в рассчитанной под мультиплеер игрe
с классическими лайфбарами, пример тому – отличная игра
Company Of Heroes. В реалистической
тактической стратегии подобное только портит картину.
УРОЖАЙ С ПОЛЕЙ СРАЖЕНИЙ «В тылу врага» включает в себя четыре кампании – за
СССР, Америку, Великобританию и Германию. И еще семь одиночных миссий.
Всего – двадцать восемь миссий, больше, чем в любой из последующих игр
серии. В кампании за СССР («Катюша», 1942 г.) советские
танкисты, оставшиеся «безлошадными» и попавшие в окружение после налета
немецкой авиации на танковую колонну, и парашютисты, неудачно сброшенные
в немецкий тыл, объединяют свои усилия, чтобы выполнить стоявшие перед
ними задачи – уничтожить захваченный немцами реактивный миномет БМ-13
«Катюша» и уничтожить разгружающуюся на железнодорожной станции немецкую
бронетехнику до прибытия ее экипажей. Американская кампания («Дорога на Берлин», 1944 г.)
посвящена операции «Маркет-Гарден», высадке воздушно-десантных войск,
танковых атаках и
последовавших боях у города Неймеген. Кампания за Великобританию («Проект Америка»,1944
г.) несколько фантастична по сюжету – британские коммандос проникают в немецкие
тылы, чтобы выкрасть систему наведения упавшей где-то кололо Дюнкерка
экспериментальной немецкой ракеты Фау-3, которую коварные немцы
собирались запустить по Нью-Йорку. Пусть сценаристы игры погрешили
против истины – подобной ракеты в природе не существовало вовсе, -
испытания, выпавшие на долю отважных британцев были весьма нешуточными. Немецкая кампания («Ярость тигра», 1944 г.)
напротив, повествует о вполне реальной исторической личности – лучшем
немецком танковом асе гауптштурмфюрере CC
Михаэле Виттмане и знаменитом бое у Виллер-Бокаж 13 июня 1944 г., где
его рота разгромила английскую 22-ю танковую бригаду. К игре был выпущен
патч, исправлявший различные
ошибки. Изначально мультиплеер в игре был представлен только совместным
прохождением миссий. Но затем было выпущено Многопользовательское
дополнение, которое вводило полноценные сетевые сражения между игроками
и, заодно, добавляло кое-какие новые возможности в синглплеер, являясь
по сути большим вторым патчем к игре. На мой взгляд, появление сетевого режима сыграло
для «В тылу врага» плохую службу. Оригинальная игра предполагала
более-менее скрытное, неспешное прохождение, когда каждый боец – на вес
золота, когда для выполнения заданий требовалось нечто большее, чем
просто умение быстро кликать «мышью». Продолжения игры выходили с все
более явным креном в сторону мультиплеера, разработчики все больше
заботятся о «балансе», «стабильности серверов» и прочем, постепенно
забывая о внятном сюжете и продуманности и дизайне миссий в кампаниях.
Увеличение масштабности происходящего от единичных юнитов («В тылу
врага»), к десяткам («В тылу врага 2») и сотням («В тылу врага 2: Братья
по оружию») также не идет игре на пользу. Оставшиеся почти без изменений
основы игры («микроменеджмент», «ручное управление») стали просто не
нужны. Так что от них и вовсе можно отказаться. Если убрать все эти особенности – что останется от
игры? Красивая картинка и хороший физический движок. Пустышка для
сетевых баталий, в которых все равно что – но чтоб стреляло.
ДИВЕРСАНТЫ Пока программисты из Best Way
трудились над созданием «В тылу врага 2», компания Dark Fox
выпустила в 2005 году игру «В тылу врага: Диверсанты» - самостоятельное
дополнение к игре «В тылу врага». В игре была представлена только одна
кампания – 10 слабо связанных между собой миссий за советских
диверсантов, пакостящих потихоньку в немецком тылу. Хотя почему –
«потихоньку»? Пусть задания для миссий вполне камерные – уничтожить
склад или самоходные гаубицы, захватить или провезти через линию фронта
языка – но превращаются они в истинное побоище. Немцев на карте не
просто много, а очень много. Как пехоты, так и техники. Так что на
задание, собственно, можно почти не обращать внимания – все равно в
большинстве случаев для его выполнения придется медленно и изматывающее
очищать карту от противника. Когда диверсанты решили отомстить за гибель
своей снайперши Маши Боровицкой, вместе с десятком немецких снайперов им
пришлось уничтожить батальон пехоты полтора десятка единиц техники – от
легких бронеавтомобилей до тяжелых танков. Большинство тактических
приемов сводится к банальному «hit and run»,
выстрелил – беги, заводи преследователей в засаду.
Перестрелял – снова
выдвигайся вперед, снова стреляй и беги… Логическую связь между миссиями поддерживают весьма
симпатичные ролики, вопреки традиции сделанные не на движке игры, а
вполне достойной «компьютерно-мультипликационной» графикой. В игре нет такого разнообразия, как у «В тылу
врага», но играть, в принципе, более-менее интересно, если не обращать
на нелогичность игры (не диверсанты а терминаторы какие-то!). Забавно
решать тактические задачки вроде – как эффективнее устроить засаду, как
выманить в лес только пехоту, не потревожив танк (или наоборот). Или –
как убить одним выстрелом двух зайцев (а точнее – одной гранатой двух
«тигров»). По сравнению с «В тылу врага» движок не претерпел
никаких изменений, разве что камера стала более свободной. Добавилось
несколько образцов техники, доступных ранее во «В тылу врага» только в
мультиплеере. В одной из миссий диверсанты нашли у одного из немцев
японскую винтовку «Арисака». Каким ветром занесло ее в части вермахта на
Украине – одним разработчикам известно. В «Диверсантах» появилась такая особенность, как
«навык» владением оружия – теперь имеет смысл раздавать пехотинцам
оружие не как попало, а в соответствии с их «навыками». Один великолепно
владеет пулеметом, но снайперскую винтовку лучше ему не доверять. Другой
одинаково хорошо владеет винтовкой и автоматом, а третьему оружия в руки
вообще лучше не давать. В оригинальную игру «навыки» были привнесены
Многопользовательским дополнением. Снова навыки всплыли в игре «В тылу врага 2: Братья
по оружию». Однако, если в «Диверсантах» с их отрядом в пять – шесть
человек имело смысл следить за оружием, в «Братьях по оружию» с их
многочисленными юнитами на поле боя эта «фишка» стала пятым колесом –
вроде ехать не мешает, но и пользы никакой. В целом, «Диверсанты» получились игрой специально
для ветеранов «В тылу врага». Причем, больший упор был сделан на
«скорость клика», нежели на «вольтаж в нейронах». Новичку играть в
«Диверсантов» было бы тяжело – и обучения нет, и сложность миссий для
«свежего» человека излишняя. Вот если бы еще «В тылу врага: Диверсанты» шли бы
как дополнение к «В тылу врага», а не как самостоятельный аддон и стоили
бы в два раза дешевле – тогда и вовсе было бы замечательно.
ДИВЕРСАНТЫ 2 В 2006 году все та же компания Dark Fox выпустила
второй самостоятельный аддон – «В тылу врага: Диверсанты 2». Причем –
практически сразу после того, как Best Way
выпустили «В тылу врага 2». Не иначе «темные лисы» надеялись что
«головной» бренд магическим словосочетанием «В тылу врага» и «2»
раскрутит заодно и их продукт, и запутает наивного покупателя. Движок новой игры все тот же, оставшийся в
наследство от «В тылу врага». И если первых «Диверсантов» сравнивать
было не с чем, то «Диверсанты 2» всухую проигрывают «В тылу врага 2», да
оно и понятно. Если первые «Диверсанты», при всех их недостатках,
были сделаны «серьезно и ответственно», к созданию «Диверсантов 2»
разработчики подошли спустя рукава, в явной надежде заработать на
раскрученном продукте, не пытаясь при этом сделать нечто достойное. В
«Диверсантах 2» опять только одна кампания на десять миссий. Главная
героиня – снайперша Катя Стрельникова. То ли разработчикам стало жалко
невинно убиенную ими снайпершу Машу Боровицкую из первых «Диверсантов» и
они решили реабилитироваться, то ли сказалась общая мода на советских
женщин-снайперов времен Великой Отечественной. Пугать игра начинает еще задолго до собственно игры
– своими видеороликами. Такое ощущение, что коллективы провинциального
краеведческого музея и третьестепенного драматического театра скооперировались,
пригласили оператора, снимающего обычно свадьбы и юбилеи, и решили снять
фильм «про войну». Если разработчикам было лень тратить деньги на
приличные заставки, зачем вообще надо было снимать то, что они сняли? Лучше бы
эти финансовые крохи вложили в саму игру. Впрочем, помогло бы это – неизвестно. «Диверсанты
2» получились откровенно вторичным (если не третичным) продуктом.
Нововведения отсутствуют, оригинальные ходы - тоже. Задания банальны – выкрасть то, взорвать это, уничтожить то, удержать
сё. Толпы не блещущих интеллектом немцев и пресловутая «скорость клика».
Даже не знаю, что добавить еще.
…ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Что же мы имеем в сухом остатке? Уступая с точки зрения совершенства
графики и физики «В тылу врага 2: Братья по оружию», первая «В тылу
врага» по общей совокупности игровых особенностей, по так называемому геймплею, остается лучшей игрой серии. «В тылу врага 2» с аддонами – игры неплохие, вот
только содержимое их, мягко говоря, не соответствует названию. По сути
дела, это совсем другие игры. Если бы разработчики из Best Way
оставили свой порочный аркадно-мультиплеерно-масштабный путь и вернулись
бы к истокам… Если бы вышла игра на движке, подобном «В тылу врага 2:
Братья по оружию», но с геймплеем, подобным «В тылу врага»… Если бы…