На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ИГРА
В ТЫЛУ ВРАГА
На internetwars.ru


Игра вышла в 2004 г

Официальный сайт


СКРИНШОТЫ:


Achtung Panzers!


Тигр


Танковая колонна


Ночная атака


Перед боем


Бей бронебойным!


ДОПОЛНИТЕЛЬНО

ОБЗОР АДДОНА
"БРАТЬЯ ПО ОРУЖИЮ"

ПРОХОЖДЕНИЕ КАМПАНИИ АДДОНА
"БРАТЬЯ ПО ОРУЖИЮ"

ГАЛЕРЕЯ СКРИНШОТОВ

ОБЗОР ИГРЫ
"В ТЫЛУ ВРАГА 2"

ПРОХОЖДЕНИЕ КАМПАНИЙ 
"В ТЫЛУ ВРАГА 2" часть 1

ПРОХОЖДЕНИЕ КАМПАНИЙ 
 "В ТЫЛУ ВРАГА 2" часть 2

 

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ
Случайности, как ни крути, играют в нашей жизни значительную роль, ведь всего не распланируешь, не предусмотришь. Мое знакомство с игрой «В тылу врага», вышедшей в 2004 году, – чистая случайность, и, несомненно, случайность счастливая. Зашел как то в магазин, случайно обратил внимание на коробку с новой игрой безвестной тогда компании Best Way. Посмотрел скриншоты на обложке, почитал текст… Приобрел – и не пожалел.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?..
Что из себя представляет «В тылу врага»? Это тактическая стратегия на тему Второй Мировой войны, в которой игроку придется управлять маленькой группой в пять-десять человек или парой единиц бронетехники, выполнять различные тактические и сюжетные задания и воевать против значительно превосходящих сил противника. Основа, которая была заложена в этой игре, видоизменяясь и эволюционируя, осталась в последующих играх серии – «В тылу врага: Диверсанты» и «В тылу врага: Диверсанты 2», «В тылу врага 2» и «В тылу врага 2: Братья по оружию».
Четыре игровые стороны – СССР, Германия, США и Великобритания (в дальнейших играх их объединили в «Союзников»). Миссии, отдельные либо сюжетно связанные в кампании, свобода выбора тактических решений (иногда полная, иногда – относительная), удачный баланс между реалистичностью происходящего и удобством игры.
Масса разнообразных видов бронетехники, артиллерии и стрелкового вооружения. Снаряды различаются по калибрам и по назначению (бронебойные и фугасно-осколочные). Патроны к стрелковому оружию тоже делятся на классы – винтовочные, пулеметные, пистолетные. Есть разные типы противопехотных и противотанковых гранат. И всем этим игрок может свободно распоряжаться сам – загружать в рюкзак-инвентарь каждого бойца или технической единицы необходимое, выбрасывать ненужное, использовать по усмотрению. Подбирать на поле боя боеприпасы и оружие, снимать с подбитой техники пулеметы и сливать бензин, обезвреживать вражеские минные заграждения, захватывать технику и тяжелое вооружение – заниматься подобным «микроменеджментом» при прохождении миссий игры не только можно, но и должно.
К сожалению, в играх «В тылу врага 2» и «В тылу врага 2: Братья по оружию» в связи со значительным увеличением масштаба происходящего в игре, и изменения ее характера от «в тылы врага» до «на переднем крае», надобность подобного «микроменеджмента» отпала. Да и невозможно за всем уследить, если под твоим началом не пять солдат, а пятьдесят, а то и больше.
Естественно, надо сказать о замечательной особенности игры – способности брать на «ручное управление» любого юнита. При этом управление осуществляется как в шутере от третьего лица – клавиатурными «стрелками» двигаемся, «мышью» целимся и стреляем.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Несмотря на то, что игра вышла в 2004 году, до сих пор ее физический движок и графика смотрятся на уровне. На момент же выхода, игра в этих компонентах просто не имела себе равных. Полная интерактивность окружения, красота и сочность изображения – все это было в игре. В дальнейшем, в продолжении игры – «В тылу врага 2» – эти аспекты были доведены до совершенства.
Игровой ИИ не отличался какой-то особенной изысканностью, но на помощь «своим» приходило «ручное управление», а на помощь «чужим» – скрипты. Правда, иногда (весьма редко) скрипты в миссиях срабатывали некорректно – если игрок предпримет какой-нибудь очень неожиданный шаг. Но во всех играх серии, «В тылу врага» в этом отношении самая благополучная. В играх-продолжениях ИИ заметно не поумнел, а вот положение со скриптами резко ухудшилось – разработчики усиленно загоняют игрока на стальные скриптовые рельсы, а попытки игрока поступать «по-своему» стала грозить сбоями и ошибками.
Реализм и игровые условности во «В тылу врага» были смешаны в пропорции, близкой к идеальной. Пусть танки стреляли на расстояние не более ста метров, но я не могу себе представить, как бы выглядела танковая дуэль в этой игре на расстоянии полутора километров, при таком уровне графики и физики. Да еще – при тогдашнем уровне компьютерного «железа». В данном случае, реализм принесен в жертву геймплею совершенно оправдано. С другой стороны, сама техника показана достаточно реалистично: и модель повреждений (никаких вам лайфбаров!, физика и еще раз физика), и общее оформление – возможность мелкого полевого ремонта (при наличии ремкомплекта), и невозможность исправить серьезные повреждения; наличие экипажа, каждый член которого выполняет свои функции; требуемый для движения бензин и необходимые для вооружения различные боеприпасы…
Еще одна черта, которая во «В тылу врага» была на высшем уровне – игровой интерфейс и удобство управления. Никаких лишних кнопок, никаких вкладок и особых настроек – только самое необходимое, приятно оформленное, радующее глаз и удобное в использовании. В игре «В тылу врага 2» разработчики, словно решив поиздеваться над игроками, все усложнили и запутали (хотя намеревались, конечно, упростить). Вот пример. Во «В тылу врага 2» для каждого из действий – установить мину, заложить динамит, установить маскировочную «зелень», начать ремонт техники и т. п. – имеются свои отдельные, самостоятельные кнопки, распиханные по трем вкладкам. А вот в первой «В тылу врага» было достаточно нажать на единственную кнопку «использовать», чтобы боец выполнял действия, соответствующие тому предмету (мине, динамитной шашке и т. д.), который он держал в руках.
Удобная миникарта из «В тылу врага», во «В тылу врага 2» превратилась в чудовищную «микрокарту» (ситуацию немного выправил патч, введший еще одну, дополнительную, миникарту). И лишь в аддоне «В тылу врага 2: Братья по оружию» с миникартой снова стало удобно работать.
Во «В тылу врага» (равно как и в «Диверсантах», сделанных на том же движке) в отношении игровой индикации свято проповедовался принцип минимализма – никаких лишних иконок, подписей и надписей, фигурных курсоров и пиктограмм. Никакие аркадные элементы индикационного оформления не портили реалистичную картинку.
Однако, в следующих играх серии: «В тылу врага 2» и особенно аддонах к ней, с увеличением реалистичности и качества  графики и физики, резко увеличилось количество условной индикации. Дошло до того, что в игре «В тылу врага 2: Братья по оружию» при повреждении гусеницы танка всплывает огромная цветная надпись «трак поврежден», тогда как в первой «В тылу врага» подобные повреждения можно было оценить только «на глаз». Различные индикации, подсказки и надписи, поселившиеся во «В тылу врага 2» и обильно размножившиеся во «В тылу врага 2: Братья по оружию» уместно смотрятся в рассчитанной под мультиплеер игрe с классическими лайфбарами, пример тому – отличная игра Company Of Heroes. В реалистической тактической стратегии подобное только портит картину.

УРОЖАЙ С ПОЛЕЙ СРАЖЕНИЙ
«В тылу врага» включает в себя четыре кампании – за СССР, Америку, Великобританию и Германию. И еще семь одиночных миссий. Всего – двадцать восемь миссий, больше, чем в любой из последующих игр серии.
В кампании за СССР («Катюша», 1942 г.) советские танкисты, оставшиеся «безлошадными» и попавшие в окружение после налета немецкой авиации на танковую колонну, и парашютисты, неудачно сброшенные в немецкий тыл, объединяют свои усилия, чтобы выполнить стоявшие перед ними задачи – уничтожить захваченный немцами реактивный миномет БМ-13 «Катюша» и уничтожить разгружающуюся на железнодорожной станции немецкую бронетехнику до прибытия ее экипажей.
Американская кампания («Дорога на Берлин», 1944 г.) посвящена операции «Маркет-Гарден», высадке воздушно-десантных войск, танковых атаках и последовавших боях у города Неймеген.
Кампания за Великобританию («Проект Америка»,1944 г.) несколько фантастична по сюжету – британские коммандос проникают в немецкие тылы, чтобы выкрасть систему наведения упавшей где-то кололо Дюнкерка экспериментальной немецкой ракеты Фау-3, которую коварные немцы собирались запустить по Нью-Йорку. Пусть сценаристы игры погрешили против истины – подобной ракеты в природе не существовало вовсе, - испытания, выпавшие на долю отважных британцев были весьма нешуточными.
Немецкая кампания («Ярость тигра», 1944 г.) напротив, повествует о вполне реальной исторической личности – лучшем немецком танковом асе гауптштурмфюрере CC Михаэле Виттмане и знаменитом бое у Виллер-Бокаж 13 июня 1944 г., где его рота разгромила английскую 22-ю танковую бригаду.
К игре был выпущен патч, исправлявший различные ошибки. Изначально мультиплеер в игре был представлен только совместным прохождением миссий. Но затем было выпущено Многопользовательское дополнение, которое вводило полноценные сетевые сражения между игроками и, заодно, добавляло кое-какие новые возможности в синглплеер, являясь по сути большим вторым патчем к игре.
На мой взгляд, появление сетевого режима сыграло для «В тылу врага» плохую службу. Оригинальная игра предполагала более-менее скрытное, неспешное прохождение, когда каждый боец – на вес золота, когда для выполнения заданий требовалось нечто большее, чем просто умение быстро кликать «мышью». Продолжения игры выходили с все более явным креном в сторону мультиплеера, разработчики все больше заботятся о «балансе», «стабильности серверов» и прочем, постепенно забывая о внятном сюжете и продуманности и дизайне миссий в кампаниях. Увеличение масштабности происходящего от единичных юнитов («В тылу врага»), к десяткам («В тылу врага 2») и сотням («В тылу врага 2: Братья по оружию») также не идет игре на пользу. Оставшиеся почти без изменений основы игры («микроменеджмент», «ручное управление») стали просто не нужны. Так что от них и вовсе можно отказаться.
Если убрать все эти особенности – что останется от игры? Красивая картинка и хороший физический движок. Пустышка для сетевых баталий, в которых все равно что – но чтоб стреляло.

ДИВЕРСАНТЫ
Пока программисты из Best Way трудились над созданием «В тылу врага 2», компания Dark Fox выпустила в 2005 году игру «В тылу врага: Диверсанты» - самостоятельное дополнение к игре «В тылу врага». В игре была представлена только одна кампания – 10 слабо связанных между собой миссий за советских диверсантов, пакостящих потихоньку в немецком тылу. Хотя почему – «потихоньку»? Пусть задания для миссий вполне камерные – уничтожить склад или самоходные гаубицы, захватить или провезти через линию фронта языка – но превращаются они в истинное побоище. Немцев на карте не просто много, а очень много. Как пехоты, так и техники. Так что на задание, собственно, можно почти не обращать внимания – все равно в большинстве случаев для его выполнения придется медленно и изматывающее очищать карту от противника. Когда диверсанты решили отомстить за гибель своей снайперши Маши Боровицкой, вместе с десятком немецких снайперов им пришлось уничтожить батальон пехоты полтора десятка единиц техники – от легких бронеавтомобилей до тяжелых танков. Большинство тактических приемов сводится к банальному «hit and run», выстрелил – беги, заводи преследователей в засаду. Перестрелял – снова выдвигайся вперед, снова стреляй и беги…
Логическую связь между миссиями поддерживают весьма симпатичные ролики, вопреки традиции сделанные не на движке игры, а вполне достойной «компьютерно-мультипликационной» графикой.
В игре нет такого разнообразия, как у «В тылу врага», но играть, в принципе, более-менее интересно, если не обращать на нелогичность игры (не диверсанты а терминаторы какие-то!). Забавно решать тактические задачки вроде – как эффективнее устроить засаду, как выманить в лес только пехоту, не потревожив танк (или наоборот). Или – как убить одним выстрелом двух зайцев (а точнее – одной гранатой двух «тигров»).
По сравнению с «В тылу врага» движок не претерпел никаких изменений, разве что камера стала более свободной. Добавилось несколько образцов техники, доступных ранее во «В тылу врага» только в мультиплеере. В одной из миссий диверсанты нашли у одного из немцев японскую винтовку «Арисака». Каким ветром занесло ее в части вермахта на Украине – одним разработчикам известно.
В «Диверсантах» появилась такая особенность, как «навык» владением оружия – теперь имеет смысл раздавать пехотинцам оружие не как попало, а в соответствии с их «навыками». Один великолепно владеет пулеметом, но снайперскую винтовку лучше ему не доверять. Другой одинаково хорошо владеет винтовкой и автоматом, а третьему оружия в руки вообще лучше не давать. В оригинальную игру «навыки» были привнесены Многопользовательским дополнением.
Снова навыки всплыли в игре «В тылу врага 2: Братья по оружию». Однако, если в «Диверсантах» с их отрядом в пять – шесть человек имело смысл следить за оружием, в «Братьях по оружию» с их многочисленными юнитами на поле боя эта «фишка» стала пятым колесом – вроде ехать не мешает, но и пользы никакой.
В целом, «Диверсанты» получились игрой специально для ветеранов «В тылу врага». Причем, больший упор был сделан на «скорость клика», нежели на «вольтаж в нейронах». Новичку играть в «Диверсантов» было бы тяжело – и обучения нет, и сложность миссий для «свежего» человека излишняя.
Вот если бы еще «В тылу врага: Диверсанты» шли бы как дополнение к «В тылу врага», а не как самостоятельный аддон и стоили бы в два раза дешевле – тогда и вовсе было бы замечательно.

ДИВЕРСАНТЫ 2
В 2006 году все та же компания Dark Fox выпустила второй самостоятельный аддон – «В тылу врага: Диверсанты 2». Причем – практически сразу после того, как Best Way выпустили «В тылу врага 2». Не иначе «темные лисы» надеялись что «головной» бренд магическим словосочетанием «В тылу врага» и «2» раскрутит заодно и их продукт, и запутает наивного покупателя.
Движок новой игры все тот же, оставшийся в наследство от «В тылу врага». И если первых «Диверсантов» сравнивать было не с чем, то «Диверсанты 2» всухую проигрывают «В тылу врага 2», да оно и понятно.
Если первые «Диверсанты», при всех их недостатках, были сделаны «серьезно и ответственно», к созданию «Диверсантов 2» разработчики подошли спустя рукава, в явной надежде заработать на раскрученном продукте, не пытаясь при этом сделать нечто достойное. В «Диверсантах 2» опять только одна кампания на десять миссий. Главная героиня – снайперша Катя Стрельникова. То ли разработчикам стало жалко невинно убиенную ими снайпершу Машу Боровицкую из первых «Диверсантов» и они решили реабилитироваться, то ли сказалась общая мода на советских женщин-снайперов времен Великой Отечественной.
Пугать игра начинает еще задолго до собственно игры – своими видеороликами. Такое ощущение, что коллективы провинциального краеведческого музея и третьестепенного драматического театра скооперировались, пригласили оператора, снимающего обычно свадьбы и юбилеи, и решили снять фильм «про войну». Если разработчикам было лень тратить деньги на приличные заставки, зачем вообще надо было снимать то, что они сняли? Лучше бы эти финансовые крохи вложили в саму игру.
Впрочем, помогло бы это – неизвестно. «Диверсанты 2» получились откровенно вторичным (если не третичным) продуктом. Нововведения отсутствуют, оригинальные ходы - тоже. Задания банальны – выкрасть то, взорвать это, уничтожить то, удержать сё. Толпы не блещущих интеллектом немцев и пресловутая «скорость клика». Даже не знаю, что добавить еще.

…ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Что же мы имеем в сухом остатке? Уступая с точки зрения совершенства графики и физики «В тылу врага 2: Братья по оружию», первая «В тылу врага» по общей совокупности игровых особенностей, по так называемому геймплею, остается лучшей игрой серии.
«В тылу врага 2» с аддонами – игры неплохие, вот только содержимое их, мягко говоря, не соответствует названию. По сути дела, это совсем другие игры.
Если бы разработчики из Best Way оставили свой порочный аркадно-мультиплеерно-масштабный путь и вернулись бы к истокам… Если бы вышла игра на движке, подобном «В тылу врага 2: Братья по оружию», но с геймплеем, подобным «В тылу врага»… Если бы…

© Авторский текст страницы и скриншоты - Андрей Гузенко (Erofey), март 2008 г.
© Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия  Internetwars.ru.