На главную страницу

Крупнейший сайт о стратегиях. Обзоры новинок.Активный ФОРУМ и встречи с разработчиками. Большая качалка МОДов для RTW и не только. Родной дом «Империи» и «Бонапарта».
ОСТ-ИНДСКАЯ КОМПАНИЯ
На internetwars.ru

Игра вышла в 2009 г.

Официальный сайт


МНЕНИЕ ФАНА ИГРЫ

Альтернативный обзор
от Мальборо


СКРИНШОТЫ:

Ост-Индская Компания, East India Company, Игра для PC на internetwars.ru
Стратегическая карта

Ост-Индская Компания, East India Company, Игра для PC на internetwars.ru
Порт Лондона

Ост-Индская Компания, East India Company, Игра для PC на internetwars.ru
К бою готовсь!

Ост-Индская Компания, East India Company, Игра для PC на internetwars.ru
Орудия, огонь!



НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира



\

НОВАЯ ОСТ-ИНДСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Вы знаете, как формулируется основной закон экономики? Нет-нет, отложите в East India Companyсторону так называемых классиков. И Адама Смита, и Карла Маркса и ещё прорву других мыслителей с их «спрос рождает предложение», «принадлежность средств производства», «эластичное поведение рынка». Глупости всё это. На самом деле основной закон экономики формулируется так: сотня 24-фунтовых орудий регулирует рынок куда эффективнее всяких спросов-инвестиций. Закон абсолютно точный. Правда, проверялся лично мной только по отношению к игре «Ост-Индская компания» (оригинальное название «East India Company») от финской студии Nitro Games.
Что это за игра, спросите вы. На что из ранее вышедшего она похожа? Не уверен, что смогу назвать всё, похожее на неё. Вернее, уверен, что не смогу этого сделать по причине малого знакомства с жанром, скорее, экономических, нежели военно-исторических стратегий. «Ост-Индская кампания» остро напомнила мне ныне уже старенькую игрушку «Тортуга». Заметно менее сходства с серией «Корсаров», хотя сходство всё же есть. Всех их объединяет следующее:
1)Наличие нескольких конкурирующих фракций. Даже их основной набор совпадает: Англия, Франция, Голландия, Испания. Впрочем, в «Ост-Индской компании» их значительно больше.
2)Принадлежность игрока к одной из фракций. Именно принадлежность, а не олицетворение игроком правительства фракции.
3)Немаловажная торговая составляющая. Корабли снуют между портами, перевозя грузы с места на место в попытках заработать денег.
4)Морские бои в тактическом режиме.

ДЕНЬГИ-ТОВАР-ДЕНЬГИ
Ну да Нептун с ними, с похожими играми. Рассмотрим детальнее «Ост-Индскую компанию». Очень важным отличием её от предшественников стал выбор тематики  - конкуренция европейских морских держав в Индийском океане. На выбор игроку предлагается возглавить одну из восьми европейских компаний по торговле с Индией. Число «восемь» довольно обманчиво, так как никаких принципиальных отличий одной фракции от другой нет и в помине. Единственное существенное отличие заключается в небольшой неравноправности расположения домашних портов компаний по отношению к африканским и индийским портам. Португалия, естественно, располагается к золотым россыпям гораздо ближе Швеции,  кораблям которой ещё надо обогнуть Европу.
На старте каждая компания имеет лишь один домашний порт. Для Англии – это Лондон, для Португалии – Лиссабон и т.д. Африка же и Индия насыщены «ничейными» портами, за обладание которыми и будет вестись борьба европейских компаний. Эти порты являются центрами производства наиболее ценных товаров: пряностей, шёлка, чая, кофе, золота, мехов, слоновьей кости, фарфора. Всё это чрезвычайно высоко ценится в Европе. Первой задачей молодой компании будет снаряжение одного корабля для плаванья в Индию за первой партией дорогого товара.
Не забываем наполнить трюм домашними изделиями. Нет, не колокольчиками и зеркальцами, на которые в своё время Колумб выменивал золото у доверчивых аборигенов. Всё-таки на дворе просвещённый XVII век. Теперь даже дикари куда выше ценят изделия из железа, стали, огнестрельное оружие и другие продукты европейской цивилизации. Кстати, высоким спросом в восточных портах пользуется западная диковинка – табак. Эту отраву можно вполне выгодно сбыть индусам.
Первое плаванье пройдёт без сучка, без задоринки. Это понятно. Во-первых, со East India Companyстороны разработчиков было бы величайшей жестокостью (и глупостью) объявить игрока проигравшим, когда он только сел играть. Во-вторых, промежуточные порты, такие, как Канарские острова, остров Святой Елены и другие, в которых можно пополнить запасы провизии и пресной воды, никем не заняты, и вход в них свободный. Пираты Мадагаскара (да-да, не сомалийские пираты, а Мадагаскара – на дворе-то XVII, а не XXI век) тоже не тронут следующее мимо них беззащитное судёнышко.
Итак, первый рейс проходит благополучно, правление компании или правительство так расчувствуются, что не просто будут махать с берега белыми платочками возвращающимся героям, но даже снабдят их дополнительными средствами, кои можно пустить на строительство второго корабля. Больше того, игроку помогут захватить один из восточных портов.
Захваченный порт вывешивает на стратегической карте флаг компании-хозяйки. Это значит, что контролирующая его компания обладает всей полнотой власти на территории данного порта. Она может здесь торговать, возводить постройки-улучшения, строить корабли, складировать товары, пополнять запасы провианта и пресной воды. Корабли других компании имеют право заходить сюда только в том случае, если между ними и хозяйкой заключён соответствующий пакт. В этом случае гости имеют право на пополнение запасов пищи и воды. Если между компаниями заключён союзный договор, то гость имеет право вести в порту торговлю. Если же ни пакта, и союзного договора нет, вход чужакам закрыт.
Дальше всё просто, по классической схеме. Мы зарабатываем на торговле ещё больше денег. Зачем? А чтобы построить больше кораблей. Зачем? А чтобы перевести ещё больше товаров. Зачем? А чтобы заработать ещё больше денег. Зачем? А чтобы построить ещё больше кораблей. И так далее по этому заколдованному кругу. Как говорится, деньги-товар-деньги.

ПУШКИ-ТОВАР-ПУШКИ
В этом месте обзора запланировано, что у читателя возникает вопрос: «Ну и где автор увидел нарушение классической экономической схемы, о котором заявлено в первом абзаце?» Возник вопрос? А-а, вот тут-то мы и подходим к этому самому. Если бы отношения компаний между собой сводились лишь к пактам и союзам, то и говорить было бы не о чем. Нет, тут не так всё просто. Конкуренция в Ост-Индии ведётся не только золотыми монетами, но и пушечными ядрами. Корабли компаний имеют наглость иногда нападать на порты конкурентов. И не просто грабить их, но захватывать. Атаковать можно не только колонии, но и снующие по морю флотилии.
East India CompanyКогда в первый раз мой порт (я играл за Англию) подвергся нападению со стороны голландцев, ярости моей не было предела. Сформировав эскадру из четырёх галеонов, я принялся беспощадно топить всё, что высовывалось в море под голландским стягом. Впрочем, ярость, напоённая кровью предателей, вскоре улеглась, и её сменил трезвый расчёт. Зачем топить то, что выходит из Амстердама? Не лучше ли давать возможность голландцам доплыть до Индии, закупить ценные товары и отобрать их в устье Темзы? Конечно лучше! Так я и стал регулировать рынок орудиями с галеонов. К слову сказать, совсем уничтожать голландскую дойную корову я не стал, а вот с шведами получилось нехорошо как-то. Кто ж знал, что они такие нищие, и уничтожение очередного их флота повлечёт за собой ликвидацию компании?
Имея существенный перевес в силах и цель уничтожить корабли врага, бой можно провести на автомате. Победа непременно будет зачислена на ваш счёт. Однако если есть желание проявить искусство, не уничтожить, а захватить вражеское судно, бой нужно проводить в тактическом режиме.
В то время как стратегическая карта не лишена определённой степени очарования, тактический режим «Ост-Индской компании» выглядит довольно убого. Суммарно в бою с обеих сторон могут принять участие до десяти кораблей. Модели их представлены, скорее, условно, чем детально. Даже при максимальном приближении выглядят тускло и уныло. Ничто не оживляет пейзажа. Ни снующие матросы, ни буруны волн, нет даже огня и дыма.
Управление кораблями на редкость просто и незатейливо. Выделяем мышкой и указываем путь следования. Можно выделить несколько кораблей, можно дать им задание идти строем кильватерной колоны. Однако с колонной разработчики откровенно схалтурили. Понимаете, у нас нет инструмента для регулирования скорости кораблей, а сами они к этому не приучены. Таким образом, соединённые в колону корабли различной скорости движения начинают наползать друг на друга, крушить носом корму соседа и т. д. Не всегда спасет East India Companyдаже объединение в кильватерный строй однотипных кораблей. В ходе боя они ведь могут получить повреждения и потерять скорость. Откровенной дикостью выглядит порой неудачно заданное расположение кораблей перед боем. Как правило, они уже идут в кильватере. Казалось бы – хорошо, выделяем всех, подтверждаем приказ следовать колонной… И тут начинается столпотворение. Оказывается, флагман идёт в хвосте. Идущие перед ним корабли начинают выписывать всевозможные петли и зигзаги, стараясь занять место позади флагмана. Всё мешается. Прямо как в доме Облонских.
Однако если нам повезло, и корабли изначально следовали за флагманом, дальнейшее избиение врага становится делом техники. Полукругом охватываем вражеского флагмана, ставим его в три огня и топим. Боевой дух эскадры противника падает и после пары попаданий его корабли начинают сдаваться один за другим. Если у нашего капитана есть навыки по подавлению духа неприятеля, то это сделать ещё проще. Тогда и флагман не выдерживает обстрела, выбрасывая белый флаг. Из-за этого я ни разу за всю кампанию не пошёл на абордаж. Зачем? Всё и так будет наше.
Намеренно до сих пор не упомянул о возможности управления не всей эскадрой сразу, не кораблями с высоты птичьего полёта, а конкретно выбранным судном как бы с его палубы. И не упомянул вот почему: совершенно не понимаю, зачем этот режим в игре вообще заложили. Такое управление: а) ненужно, б) неудобно, в) позорно условно. Немного повключав его, я убедился в его никчёмности и более не запускал. И без того победы практически всегда достигались малой кровью и без лишних усилий. Противник в каждом бою действует по шаблону, предсказуемо и глупо, бросаясь с парой шебек на пять галеонов.

ПРИГОВОР
«Ост-Индская компания», безусловно, способна затянуть на несколько вечеров. Всё, конечно, благодаря нарастающей гонке «больше товара – больше денег – больше кораблей – больше товара». Однако уже скоро начинает ощущаться однообразие, понемногу раздражает одна и та же последовательность манипуляций с перегрузкой товара со склада на корабль. Ну что бы разработчикам не предусмотреть кнопку «Продать всё»? Нет вот, я должен щёлкать по каждому кораблю эскадры, по каждому типу товара на борту. Перевод флотов на автоматическую торговлю, конечно, выход, но постоянное плаванье с одним и тем же товаром быстро сбивает на него цену в домашнем порту и всё равно, по идее, надо вмешиваться, чтобы перенаправить потоки денег и ценностей. Да и вообще, если перевести всё на автомат, то что остаётся игроку? В минус же запишу и нереализованный на тактическом уровне штурм портов с фортами. Какое-никакое, а было бы разнообразие.
Закономерным, на мой взгляд, следствием прохождения «Ост-Индской компании» стало острое желание восстановить на компьютере каких-нибудь «Корсаров» и прогнать ещё раз эту пиратскую классику. А помогшую мне скоротать несколько вечеров «Компанию» задвинуть подальше на полку и никогда больше не доставать.

©Обзор подготовил Владимир Полковников, октябрь 2009 г.
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru

Интернет магазин футбольной одежды