На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях. Обзоры новинок.Активный ФОРУМ и встречи с разработчиками. Большая качалка МОДов для RTW и не только. Родной дом «Империи» и «Бонапарта».
АДДОН
для Mount and Blade
ОГНЕМ И МЕЧОМ

ВЕЛИКИЕ БИТВЫ

На internetwars.ru


 СКРИНШОТЫ:

Огнем и мечом: Великие битвы - игра для PC на internetwars.ru

Огнем и мечом: Великие битвы - игра для PC на internetwars.ru

Огнем и мечом: Великие битвы - игра для PC на internetwars.ru

Огнем и мечом: Великие битвы - игра для PC на internetwars.ru

Огнем и мечом: Великие битвы - игра для PC на internetwars.ru

Огнем и мечом: Великие битвы - игра для PC на internetwars.ru


НАШ ФОРУМ ПО
MOUNT and BLADE


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

КАЗАК КАЗАКА ВИДИТ ИЗДАЛЕКА
Сетевой аддон "Огнем и мечом: Великие битвы", как и было обещано, вышел аккурат под новый 2011-й год. Его появление на прилавках не стало сенсацией. Сенсацией во многом стал выход первой, не сетевой, его части, разработанной под старую версию Mount and Blade.
Надеюсь, не нужно напоминать о том, как родился ОиМ, как прошел путь от одноименного мода для Rome: Total War, собравшего огромную аудиторию, до лицензионного дополнения к совсем другой игре, но не менее популярной. А почему сейчас можно говорить, хотя и задним числом, что ОиМ для MandB стал сенсационным, то достаточно напомнить, что на сегодняшний день он был и остается единственным официальным аддоном. Модов к этой игре много. Аддон - один. И после выхода Warband разработчики сделали новый творческий рывок - перевели свое детище под новый движок, выпустив сетевую версию "Огнем и мечом: Великие битвы".
Стратегический режим здесь остался прежним и не претерпел больших изменений: те же фракции, эпохи войн Запорожской Сечи, те же юниты, оружие, карта и сюжет. Так что уделять ему большое внимание не станем, а тех, кто не знаком с этой стороной аддона, адресуем к нашему старому обзору по нему.
Единственное, что стоит сказать, так это то, что за минувшее немалое время у разработчиков было время убрать все баги ранних версий, включить в аддон все вышедшие патчи и заплатки, отполировать боевой баланс и немного улучшить графику, а также анимацию.
В графике тоже выделим только один, но очень приятный момент. Огнестрельное оружие, которое в лавках ранее появлялось всегда видом сверху и напоминало спички с круглыми головками, теперь полностью перерисовано, и, как ему положено, предстает в свой гордый профиль: со всеми техническими деталями и чеканкой.
Другие улучшения с разу в глаза не бросаются, но они есть и вы их оцените, когда углубитесь побольше в кампанию. Простой пример: в первой версии ОиМ под (Mount and Blade) русский царь выглядел как обычный боярин, в простом кафтане. Здесь же он предстает при полном параде: в шапке Мономаха и длинном, до пят, роскошном одеянии.
Улучшен и доработан интерфейс. В торговле появилось новшество - вы можете уже с самого начала игры не только сами возить товары, но и отправлять караваны, которые пойдут к указанному городу без вашего сопровождения ( если, конечно, не боитесь, что они попадут в руки разбойников).
В арсенале игры впервые появились гранаты. Штука убойная, но стоит бешеные деньги.
Надо отдать должное разработчикам, они не просто переложили свое детище на движок Warband, но и усовершенствовали его.
Ну и все, пожалуй, о стратегической части. Потому что она, хотя и улучшенная технически и графически, в остальном - все та же.
Главное же, ради чего задумывался проект, это сетевой режим. Теперь в ОиМ можно сражаться по сети. Отсюда, очевидно, и название - "Великие сражения", потому что реконструкций исторических сражений здесь нет.

ОЙ, ЯК БЛЮЧИТ!!!
Так иногда вопит перед смертью юнит в "Огнем и Мечом", а теперь это и ваш собственный предсмертный вопль в сетевом режиме ОиМ. Правда, у каждой фракции свой "последний крик", но это, как говориться, забавная мелочь. Присказка.
Сказка в том, что, повторимся, сетевой режим - это главное новшество и достоинство аддона.
Тут, казалось бы, все ясно - о чем говорить, если вы всласть наигрались в свое время в стратегическом режиме. Выбирай себе сторону, за которую хочешь воевать: Московия, Швеция, Польша, Крымское ханство и, конечно же, вольная Сечь!
Ну а затем иди на один из серверов и воюй.
Огнем и мечом: Великие битвы - игра для PC на internetwars.ruИ все таки сетевой режим "Огнем и Мечом" имеет свои особенности, которые не свойственны классической Warband.
Начнем с того, что здесь, как и в "ваниле", после выбора фракции решаешь, кем будешь сражаться: стрелком (мушкетером), кавалеристом или пехотинцем.
Но поскольку мы сражаемся в эпоху пороха, то грань между всеми этими родами войск во многом стирается. После первых же сетевых боев в "ОиМ быстро соображаешь, что стрелковое оружие - главный козырь в игре. Если у тебя нет пистоля или мушкета, шансы выжить и убить противника резко, почти катастрофически, снижаются. А поскольку мушкетер, помимо огнестрельного оружия, вооружен еще и шпагой или саблей, а пехотинец, помимо копья, меча или секиры может взять себе пистоль, то получается между ними не очень то большая разница.
И тот, и другой могут завалить соперника на расстоянии, не прибегая к холодному оружию. Так часто и происходит.

САБЛЯ - ДУРА, ПУЛЯ - МОЛОДЕЦ!
На сетевых картах, где сражаются в ОиМ, плывет пороховой дым и грохочут выстрелы. Идет перестрелка. Даже загнав остатки врага в сарай или амбар, торжествующие победители часто не спешат рваться туда с саблями и пиками наголо, а стараются, сунув в дверь дуло самопала, укокошить "последних из могикан".
Кавалерия, по крайней мере, у большей части фракций, это тоже своего рода "конные мушкетеры". У них преимущество - в них труднее попасть. Их слабость - карабин и пистоль кавалериста не столь точные и убойные, как мушкет пешего стрелка.
У Московского царства и Крымского ханства остались также луки.
По себе убедился, что, когда в ОиМ полагаешься в основном на стрельбу, то живешь дольше и убиваешь больше, чем пытаешься добраться до противника и схватиться с ним врукопашную.
Причина не в том, что стрелять эффектно и интересно. А в том, что огнестрельное оружие в "Огнем и Мечом" очень меткое. Процент попадания, даже на скаку с седла, по моим наблюдениям, примерно 60-70%. Некоторые виртуозы почти не промахиваются, убивая из мушкета через полкарты. Тут и слабый нуб, новичок в сетевых баталиях, легко завалит матерого ветерана или даже чемпиона обычных warband'овских сражений. Он-то, ветеран наш, привык полагаться на свое мастерство ближнего боя, а тут, к в песне из фильма "вот пуля и пролетела и ... ага!". Крышка, одним словом.
А у Швеции пехотинец вообще не имеет огнестрельного оружия. Даже пистоль не дали. Пробовал играть им - обычно убивали еще до того, как смог подобраться к врагу в своих неуклюжих латах и со своим большим мечом.
Хорошо это или плохо? Вопрос неверный. Поставим его так: подходит ли для аддона такой баланс. В стратегическом режиме ОиМ, когда вы водили в бой армии ботов, этот вопрос особо не возникал. Там было все в порядке. А в сетевом, когда за каждым воином на поле боя таится реальный, умный и ловкий живой противник, такой баланс, на мой взгляд, не совсем подходит. Да и исторически не очень правдоподобно. В век Великой Сечи и русско-польских войн холодное оружие играло не меньшую роль, чем огнестрельное.
Что мы получили - слишком уж мощный огнестрел в ОиМ в итоге привел к тому, что здесь слишком много стреляют и гораздо меньше бьются саблями, пиками и прочим "железом". А это несколько снижает динамику боев и интерес к ним.
Вот в режиме "Осада", там схватки проходят пожестче, чем на картах, предназначенных для полевого боя. Хочешь не хочешь, а придется лезть на стены и захватывать вражеский флаг, а при таком раскладе без лихих рукопашных схваток не обойтись, тут опытный игрок вовсю может проявить свои навыки владения холодным оружием.
В осадных локациях можно увидеть красиво нарисованные в 3D пушки, но они чисто декоративные, не стреляют. А жаль, можно было бы реализовать их в игре, чтобы делать проломы в стенах. Пока же проломы есть сами по себе почти на всех картах режима "Осада". Можно лезть на стены по штурмовым лестницам, а можно по-умному, обойти с фланга и - в пролом. Правда, и осажденные не глупы - поджидают у пролома с дымящимися фитилями и пиками наизготовку.
Огнем и мечом: Великие битвы - игра для PC на internetwars.ru

WARBAND, "ОГНЕМ И МЕЧОМ" И ПОРОХ
В принципе, надо помнить, что свою огромную популярность Mount and Blade приобрела именно сочетанием удачно выбранной эпохи (рыцарство) с РПГ и стратегическим режимом, в котором вы прокачиваете своего персонажа и завоевываете целые царства.
В сетевом режиме, Warband, от всего этого остался хорошо сбалансированный режим индивидуального, опять же - рыцарского, поединка, где главное - ловкость, опыт и реакция игрока во владении холодным оружием. Лучники - исключение. Даже очень меткому лучнику надо хорошо владеть мечом, чтобы выжить.
Сам движок и баланс игры не были изначально рассчитаны на "эпоху пороха". И когда порох все таки пришел, сначала - в Mount and Blade, а затем - и в Warband, это уже стала несколько другая игра. В модах со стратегическим режимом, а их достаточно, игроку пришлось больше прятаться за спины своих солдат, чем сражаться. А создатели сетевых пороховых модов вынуждены сильно ломать голову, чтобы изменить и отточить баланс так, чтобы уравнять огнестрел с холодным оружием. На момент этого обзора таких сетевых модов было всего 2: не нашедший популярности (как сетевой вариант) "1866-й год" и сумевший завоевать массовый интерес "Mount and Musket battalion". Позволю себе провести небольшую параллель между последним и "Огнем и Мечом".
И в Огнем и Мечом, и в Mount and Musket battalion воюют огнестрельным оружием.
Но баланс в них принципиально разный. В MM мы попадаем во времена наполеоновских войн. Но хотя оружие в то время было лучше, стреляло дальше, а перезаряжалось быстрее, чем во времена Богдана Хмельницкого, здесь оно намного слабее, чем в "Огнем и мечом". Попадание с большого расстояния из мушкета в цель имеет шанс не боле 5-10%. Даже на средних дистанциях мушкет мажет безбожно и добиться уверенного попадания можно только, стреляя с нескольких шагов до цели. Есть, правда, егеря со штуцерами, вот они - довольно меткие, однако их можно нанять только несколько. Зачем это сделано? Чтобы бои не превратились в перестрелку. Сколько не пуляй издалека, толку не будет. И это заставляет противников азартно сходиться в штыки, идти на ближний бой, "чтобы видеть лицо врага".

КАРТЫ, ДЕНЬГИ, ТРИ СТВОЛА
Ну а теперь вернемся к ОиМ. И вновь констатируем, что тут огнестрельное оружие бьет лучше, точнее сильнее, чем в ММ-моде. Результат - на большинстве карт, кроме "Осады", мы видим частые бои на дальних дистанциях, где пуля-умница, а сабля, так, на всякий случай. Есть еще и гранаты, убойные и дымные. Многие игроки их не любят и даже банят "гранатометчиков", называют их читерами, ругают в хвост и в гриву. И в какой-то мере правы, потому что гранаты в дополнение к мощному огнестрелу - это уже слишком.
Огневая мощь бойца усиливается, если ты помимо мушкета взял еще и пистоль. Выбор вооружения в опциях это позволяет. В ОиМ можно носить с собой два и даже три ствола (например, мушкет и плюс к нему либо двуствольный пистоль, либо двуствольный карабин).
А в том же "Mount and Musket battalion" на сервере всегда сидит жестокий админ, который нещадно выкидывает из игры любого, кто попытается взять себе два мушкета: один - свой, второй - трофейный. И это же не просто правило ради правила или исторического реализма. Запрещено, потому что считается читерством, а главное - нарушает баланс.
А именно этот тонкий игровой баланс, помимо красивой графики, и принес MM-моду такую популярность.
В ОиМ, как мы видим, разработчики аддона слегка переборщили, создав дисбаланс в пользу "огненного боя". Это мое мнение, которое можно считать субъективным и личностным, но я не зря привел аналогию с ММ-модом. Сравнивайте сами, анализируйте.
Хотя, эффект об убойного огнестрела в какой-то мере в ОиМ компенсируют доспехи. Если вы смогли заработать себе деньги на лучшие, какие только возможно приобрести,
кирасу, плотную кольчугу или панцирь, убить на расстоянии и даже в упор вас будет не так-то просто. Для примера - играя драгуном, я трижды стрелял из карабина в латного рейтара. Даже после третьего выстрела он все еще был жив.
Огнем и мечом: Великие битвы - игра для PC на internetwars.ru

СЕТЕВОЙ РЕЖИМ "КАПИТАНЫ"
Реклама на коробочке фирменного диска с "Огнем и Мечом: Великие битвы" особо выделяет сетевой режим "Капитаны". И он того стоит. Преимущество его в том, что если даже на сервере всего несколько игроков, вы можете с интересом сражаться. Отличие этого режима в том, что на поле боя вы появляетесь не один, а во главе собственного отряда. Этот отряд будет таким, каким вы выбрали себе вашего персонажа. Если вы выбрали стрелка, то сопровождать вас будет отряд ботов- мушкетеров (сердюков, янычар и т.п., в зависимости от фракции), если вы предпочли кавалериста, то и отряд ваш будет конным, если - пехотинца, то ваш отряд выйдет на поле вооруженный, в основном, эффективным холодным оружием.
А теперь представьте. Если на карте, к примеру, сражается Польша и Московское царство, игроков, по 3 на каждой стороне, это значит, что в целом на поле будет по 3 отряда с каждой стороны и по три союзных командира.
При этом ваш отряд (боты) подчиняется классическим командам Warband. Вы можете отдать ему приказ: "Удерживать позицию", "Следовать за мной" и любой другой из всех возможных имеющихся.
Победа или поражение засчитываются, если одной из сторон удается полностью перебить войско противника: и ботов, и капитанов. После чего сражение автоматически начнется по новой, ваш отряд вновь будет сгенерирован. Что касается вас и других капитанов, то вы генерируетесь сразу, после того, как вас убили, поскольку игра идет по принципу Deathmatch. Что касается вашего отряда, то он генерируется после того, как истреблен последний его солдат.
Скажу по своему опыту, сражаться в таких условиях не менее интересно, чем если бы на поле боя были сплошь живые, реальные игроки, а не боты.
Кстати, новичкам будет не просто сориентироваться, поэтому подскажу, что в панели "Выбор снаряжения" вверху примостилась неприметная кнопочка "Команда" (имеется в виду - "отряд"). Она позволяет задать уровень прокачки вашему отряду. По умолчанию, это бойцы начального уровня, но можно задать и высший: латников, крылатых гусар, лейб-гвардейцев и прочих. Соответственно, повышается и сложность игры. На высших уровнях боты просто звери, не надо их недооценивать!
Этот режим идеально подходит, когда на сервере недостаточно "живых" игроков.
Достаточно наличие команды 3x3 или 2х2 или даже 1х1, чтобы затеять битву.
Идея, на мой взгляд, отличная и за ее саму и за воплощение разработчикам смело можно ставить высший бал.

НЕБОЛЬШОЙ КОММЕНТАРИЙ
На момент, когда писался этот обзор на ОиМ'овских серверах не слишком многолюдно.
И это огорчало. Причину назвать затрудняюсь, возможно, из за несбалансированности боевого баланса (огнестрел в ущерб сабле и копью), возможно из за того, что любители сетевых игр уже подсели на другие сетевые моды и собрать еще одну армию фанов для нового, даже профессионально сделанного и графически безупречного, аддона не так-то просто.
Но причина, мне кажется, все таки в другом.
Аддон - изначально разрабатывался, как национальный, на мотивы русской, украинской, польской и татарской истории. Не удивительно, что играют в него в основном, фанаты Mount and Blade, проживающие в разных углах постсоветского пространства, а так называемых "буржуев", во многом обеспечивающих массовость популярным сетевым модам, нет. За исключением поляков, которые восприняли появление "ОиМ: Великие битвы" просто на "ура", польских игроков на серверах бывает даже больше, чем русских или украинских.
Но в этом же и достоинство аддона и его реальная перспектива - на эту эпоху, на движке Warband аналогов ему нет. К тому же, он строго историчный и очень красивый.
Так что, пик его популярности, будем надеяться, еще впереди.

© Обзор подготовил - Александр Морозов (King Augustus)
© Перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается.