МОД "ШВЕДСКАЯ ДОБЛЕСТЬ" 
(играем Швецией)

Игры за малые нации имеет свою специфику. Я сразу понял это, взявшись за управление некогда могучей северной державой - захиревшим наследством Густава Адольфа и Карла XII.  Все эти сицилии, гельветии, швеции и проч. карликовые королевства по игровому сценарию имеют одну задачу - быть быстро поглощенными одной из пяти ведущих держав, финальная схватка которых является главным фактором войны за тотальное господство. Они - подкормка людскими и материальными ресурсами для поработившей их державы-доминиона. Поэтому, берясь править "второстепенной" нацией, готовьтесь заведомо к роли дичи, которая пытается съесть охотника.
Дважды начав играть за Швецию, я быстро бросил и начал заново, уяснив, что моя прежняя тактика, освоенная в играх за ведущие державы не действует. Если я играл за Францию, к примеру, то развивал сначала пехоту, кавалерию, артиллерию, затем - хранение продуктов, дипломатию, торговлю, и уже потом - школы, лесопилки. 
На 2-м ходу у меня была готова военная академии, а на 4-м казарма. Сырья не хватало лишь на 2-м уровне, когда появлялась возможность строить дорогие войска, а на первом я вообще обходился без лесопилок.  Но у моей,  бедной на ресурсы, золота и людей Швеции такой возможности нет. Изначально золота 1200, людишек 1110, сырья - 975. 
Вот почему малые страны так любят, особенно в начале игры, плодить тупое ополчение. Без казармы они не могут строить нормальные войска, а казарма - дело не быстрое . В военной области пришлось исследовать сначала только пехоту - исследование завершилось лишь на 11 (!!!) ходу и только к 13-15-му у меня появилась казарма. Милицию я не строил, поскольку иначе не наскреб бы денег на казарму. Позволил себе нанять лишь второго офицера. И только после 15 хода начал создавать армию. Сначала только пехоту. Причем выгоднее было строить легкую пехоту, пока за два хода будет готов отряд, наберутся средства на второй. Да и в бою она ценнее.
 Мое счастье, что соседи - Дания и Россия, вели себя мирно. Тому есть объяснение- игра запрограммирована так, что Россия сначала стремиться пожрать Молдавию, Польшу и Турцию, а затем, если ее в свою очередь не сожрала Австрия - все остальное. 
Дания, оказывается, очень быстро и мирным путем ассимилируется Англией (я думал британцы захватывают ее десантом с моря). И уже затем Англия вторгается в Европу,  с этого изолированного плацдарма. 
Если в игре за большие нации на первом уровне развития школы практически не имеют значения, то здесь - огромное. Видимо сам алгоритм развития малых наций в игре предусматривает их замедленное научное продвижение по дереву технологий (число провинций тоже, думаю, влияет). Когда играл за крупные страны, интереса ради к концу второго уровня решил посмотреть шкалу научных достижений. Так вот у моей Франции она была свыше 2000, а у всех малых стран стояла на отметке 250. Выше у "карликов" вообще не шло. Со Швецией, которой управлял не AI, а мой светлый ум, дела шли получше. И все же когда я доковылял до конца первого уровня, все "ведущие" страны, кроме ущербной Пруссии, уже сидели глубоко во втором, и когда моя шведская пехота еще по старинке стреляла одной шеренгой, просвещенная Россия, мой главный враг, давно владела всеми навыками пехотного строя. А мой научный уровень на карте имел отметку всего 840.
Развитие пришлось пустить по непривычной цепочке. Сначала - только исследуем пехоту и формируем пехотную армию. Затем - хранение продовольствия ( его кот наплакал, даже после строительства складов).  Все новые отряды сажаем в казармы (расход продовольствия уменьшается). Затем - бензопилу (сырья- мизер!), и затем - медицину (госпитали). И только потом - кавалерию, артиллерию и сразу - образование, чтобы строить школы и двигать ползущие как черепаха исследования. 
Золото. О, этот хлеб войны. Его можно получить помимо хилых налогов только за счет договоров с другими странами. И оно подваливает: то оборонительный союз предложат, то право прохода через твою территорию на 8 ходов. И хорошо платят! В основном на эти деньги я и выстроил свою начальную инфраструктуру и заложил основы армии. А вот с ресурсами - беда. Каждый мешок продовольствия, каждое бревно на счету. Самый дефицит - люди, рекруты. Золотишко может подвалить, ресурсы и хлеб можно прикупить, а вот людей не купишь ни за какие деньги. Отсюда и суворовская тактика - воюй не числом, а умением, береги солдат и офицеров.

Примечание: МОД "Шведская Доблесть"- самый простенький образец МОДа и он не совершенен. В нем нельзя, в частности, строить тренировочные лагеря (при развитии соответствующей технологии) и снайперов - на втором уровне (только гренадеров). Поэтому миссия "Сыновья святого Луиса" недоступна - игра при попытке развить эту миссию вылетает). В остальном - играется без проблем.

A.M. (King Augustus) 
на главную страницу