На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях,военных играх,истории и кино.Огромная копилка модов. 
Обзоры новинок.Активный ФОРУМ и встречи с разработчиками.

Игра
PRIDE OF NATIONS

На internetwars.ru

Игра вышла в 2011 г.

Официальный сайт


СКРИНШОТЫ:



НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

СКРЕСТИТЬ ЕЖА И УЖА
Не пробовали проделать это действо? А вот известная игровая контора AGEOD попробовала. Она заслужила свой авторитет в мире варгеймов, выпустив несколько отличных продуктов: American Civil War - первая и вторая части, Birth of America - тоже в двух вариантах, Revolution Under Siege и еще несколько крепких продуктов. Всех их объединяет общий принцип: локальная кампания на кусочке карты мира, глубокая проработанность логистики и вообще планирования боевых действий, ослабленная и не отвлекающая внимание игрока экономика, аналогично дипломатия, практически полное отсутствие науки. Уважающие жанр граждане отзываются о данных играх с большим уважением.
И всё шло у AGEOD хорошо, но захотелось большего. Захотелось настоящего глобально стратегического эффекта. Как у Paradox. Да, никак нам в этом обзоре не обойтись без парадоксовских аналогий, так как именно они являются самыми яркими представителями класса глобальных стратегий. Итак, разработчики из AGEOD захотели соединить свою глубокую проработанность оперативного уровня со стратегическим масштабом. Итогом стал такой неоднозначный продукт как игра «Pride of Nations», вышедшая в 2011 году.
В ней есть всё озвученное. То есть, грубо говоря, это результат скрещивания прежних наработок AGEOD с глобализмом Paradox. Поскольку время действия игры 1850-1920 гг, то на сравнивание просятся парадоксовские «Victoria» и «Victoria 2». Мы постараемся не увлекаться поиском схожих и отличных черт, а сосредоточимся на небольшом рассказе о самой «Pride of Nations».

Обзор игры Pride of Nations

Пара слов для тех, кто не в теме. Традиционно игры от AGEOD - это пошаговые стратегии на военно-историческую тему. Игрок сосредотачивается на управлении боевыми действиями, на перемещении войск, дивизий, корпусов, бригад и так далее. С него снимается большая часть экономических и иных действий. Чаще всего они просто автоматизированы, если не сказать «примитивны». Но зато проработанность боевой составляющей находится на высоте, никем не превзойденной в компьютерных играх.
Ход делится на фазу планирования и фазу действия. В первой игрок и ИИ или другой человек планируют действия, раздают команды. Затем происходит одновременное исполнение отданных приказов. И это, пожалуй, едва ли не самое интересное. Надо уметь предвидеть действия оппонента. Приказы противоборствующих сторон часто сталкиваются, и это может привести даже к катастрофическим последствиям. Так что если вы привыкли к пошаговости Total War, здесь вам придется нелегко. Здесь ходы, так сказать, параллельны, а не последовательны.
С другой стороны, игры от Paradox великолепны в своей всеохватности. Игра происходит на всем земном шаре, а не в какой-то выделенной его области. Игроку куда больше приходится уделять внимания развитию страны в целом, а не только армии. Тут и экономика, и внутренняя политика, и торговля, и дипломатия. Война важна, но она далеко не на первом месте. Более того, можно вообще ни разу не воевать и при этом выиграть кампанию.
Честно говоря, мечта о соединении этих возможностей посетила не только головы создателей игр, но и поклонников обоих поджанров. Бойтесь своих желаний, ибо они могут сбыться. В нашем случае произошло самое страшное - мы получили «игру своей мечты». Если соленые огурцы и молоко раздельно вещи вполне неплохие, то вместе они производят эффект... разорвавшейся бомбы. Кто пробовал, тот поймет.

Жанр глобальная стратегия

В «Pride of Nations» игрок управляет одной из ведущих стран, существовавших на 1850-й год. Например, Британией, Францией, Россией или Пруссией. Еще несколькими грандами. В более позднем патче добавили, кажется, Бельгию и Сардинию. Добавили весьма кстати, так как осваивать игру лучше на маленькой стране, чтобы не потеряться в интерфейсе от AGEOD, наложенном на российские просторы.
В любом случае строго рекомендуется пройти обучение и даже прочитать 100-страничный мануал... если вы в достаточной степени владеете английским, так как на русском я его не нашел. Крякнутая с промтовым переводом версия игры в сети найдется, а мануал нет. Лично я понадеялся на свое знание языка и на знакомство с принципами агеодоподобных игр и сразу полез в кампанию. Через пять минут вышел и начал с азов. Игра чрезвычайно сложна для освоения. Не всякий закаленный ветеран ее враз расщелкает. У AGEOD и одна лишь военная составляющая была сложна, а здесь они еще добавили экономику, политику, дипломатию, исследования и черт знает что еще.
Уже с опытом придет понимание, что видимое многообразие в принципе ложно. Игра после привыкания к ней выглядит проще «Виктории». В частности, дипломатические возможности ограничены, большого количества рычагов воздействия на соседей нет. Технологии вообще живут сами по себе, их экран больше служит для информации и справки игроку, а не для управления процессом. Группы населения, подобные ПОПам из парадоксовских «Викторий», вроде бы присутствуют, но как-то не очень явно. Производство вроде бы требует внимания и каких-то движений руками, но по сути ограничивается закладкой или расширением зданий. В то же время военная составляющая, традиционно сильная сторона AGEOD, претерпела изменения в сторону упрощения. В частности, исчезла жесткая вертикаль подчинения соединений и штабов.
Отдельного слова заслуживает торговля. Вот она стала сложной и до ужаса непонятной. Здесь заложена в корне правильная модель, но уж больно реализация туманна.
Как промежуточный итог можно подбить: недостаточно (в сравнении с парадоксами) усилив экономику, дипломатию и политику, авторы «Pride of Nations» проиграли сами себе в военной части.

Pride of Nations скриншоты

Но и на этом все беды не исчерпаны. Коснемся еще некоторых недостатков. Игра рассчитана на 70 лет. Интервал хода - полмесяца. То есть в году 24 хода. Итого 1680 ходов! Посмотрел бы я на человека, прошедшего кампанию до самого конца. У него наверное такие здоровенные мозоли на заднице. Учтем еще тот момент, что чаще всего во время очередного хода делать почти нечего - денег накопилось мало, постройки возводятся медленно (года по два), войны не ведутся. Выходит невыразимый по своей скукоте игровой процесс. И заметьте, это говорит фанат глобальных стратегий и стратегий вообще, любитель даже самых скучных из них.
Хорошо бы хоть ходы пролетали быстро. Но нет! То ли игра получилась страшно сложной и требующей терафлопсов вычислений, то ли программисты криворуки, но таких тормозов еще поискать. Честно говоря, желание написать про «Pride of Nations» посетило меня еще в 2011-ом, но мой тогдашний компьютер, прекрасно таскавший на себе любые Тотал-Вары, буквально захлебнулся продуктом от AGEOD. Нажав «Конец хода», можно было отправляться на кухню пить чай. Но выпить 1680 стаканов чая я оказался не в силах и бросил тогда игру. В 2014 году, уже имея новую машину, приспособленную ко Rome-2, я вспомнил о «Pride of Nations». Дело пошло веселее, но все равно с пробуксовками.
Если кто-то подумает - графика, будет не совсем прав. Вы посмотрите на скриншоты. какая тут графика? Всё статично до тошноты. Даже армии представлены не фигурками шевелящихся солдатиков, а портретами генералов.
Еще одна беда - интерфейс. Так маскировать секреты нужно от врага, а не от игрока. Множество вызываемых горячими клавишами экранов, информация на них либо вообще не нужна, либо носит характер статистики, информации, либо дублируется в нескольких местах. Нажал кнопку действия, а где смотреть эффект? Разумеется, на другом, еще дальше спрятанном экране. Пиктограммы главного экрана - я удивлен - не носят интуитивно понятного характера. Приходится наводить на них мышь и ждать всплывающей подсказки.

Игры AGEOD

Показательно, что авторы начали развивать игру не патчами, не глобальными улучшениями всего процесса, а внедрением локальных сценариев, куда больше похожих на традиционные продукты AGEOD. Уже в нулевой версии, без дополнений присутствует несколько таких кампаний: Восстание сипаев в Индии, Австро-итальянская война, Англо-бурская война и Русско-японская война.
Несомненно, наибольший интерес для нас представляет эта последняя. Ну где еще вы сыграете в войну 1904-05 гг? Ругали Куропаткина? Жалели Порт-Артур? Уверены, что японцев можно было легко сбросить в море? Флаг вам в руки. Садитесь и играйте. У вас чуть менее полусотни ходов, чтобы доказать всему миру, кто такой Куропаткин и кто вы. Если не надоест. Нет, сценарий-то интересен, эпоха крайне любопытна, но очень уж сказывается урезанность военного и производственного функционала. В сравнении с такими полноценными играми, как упомянутые в первом абзаце, конечно. Кто играл ночи напролет в ACW или REDS, тот не сможет всерьез гонять кастрированную Русско-японскую кампанию из «Pride of Nations». Войска строить нельзя, появляются они по скриптам, театр военных действий крайне ограничен - карта-то вырезана из глобальной кампании, без новых провинций.
Позже разработчики выпустили несколько DLC подобного же направления. Например, добавили кампанию Франко-прусской войны 1870-71гг, Гражданскую войну в США, еще несколько вещей. И кто бы спорил, тема франко-прусской войны редчайшая и прелюбопытнейшая, но честное слово, лучше уж я сражусь с французами или немцами на стратегическом уровне в «Виктории», чем так урезанно здесь. А для американской гражданки сами АГЕОДы выпустили две прекрасные полновесные игры.
Как-то так. Примерно. Пожалуй, не надо мечтать о соединении хороших черт разных вещей в одной. Говорят, в интернете умельцы нафотошопили, взяв отдельные части тела или лица у разных голливудских барышень. Ох и страшила же в итоге получилась. Здесь та же история.

© Обзор подготовил Владимир Полковников. Специально для Internetwars.ru
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается.