ЖИЗНЬ И СТРАДАНИЯ ГОСПОДИНА БРАНТЕ
Компьютерная игра «The Life and Suffering of Sir Brante» увидела свет
ещё в марте 2021 года. Но я добрался до неё только сейчас. Тот самый
случай, когда лучше поздно, чем никогда.
Если точнее, то игра называется «Жизнь и страдания господина Бранте в
эпоху падения Блаженной империи Аркнов». Это название не только более
полное и точное, но и более правильное – игра-то отечественная. И
переведена с русского на английский, а не наоборот.
Рука так и тянется добавить к старомодному названию логическое
завершение, в стиле Дефо и его Робинзона, – «…написанные им самим».
Но это будет не совсем правдой, ведь судьбу господина Бранте придётся
писать нам, игрокам.

Что представляет собой игра? Эдакий интерактивный роман. «Текстовую
РПГ» (РПГ это RPG, «Role-Playing Game» - ролевая игра). Или, как
официально заявлено, «нарративная ролевая игра». Даже внешне она
оформлена как солидный фолиант в кожаном переплёте, на пожелтевших
страницах которого текстом и иллюстрациями, разворачиваются жизнь и
страдания господина Бранте.
В каком-то из отзывов я увидел, что текста, мол, в игре очень много, на
«Войну и мир». Нет, не так. Это в
«Disco Elysium»
действительно мегатонны текста, тут гораздо меньше. Просто ничего
другого кроме текста в «Жизни и страданиях…» нет. Это ведь «текстовая
РПГ», тут только читать надо. И выбор делать.

Собственно в выборе и заключается игровая часть. Вот происходят
какие-то события, вот идёт какой-то разговор, и вот игроку надо что-то
выбрать – как поступить, что сказать или вовсе не делать ничего и
уклонится от ответов. Естественно, выбор доступных вариантов зависит от
ранее принятых решений и от характеристик персонажа (которые,
опять-таки, зависят от ранее принятых решений).
Игра разбита на пять неравновесных глав. «Детство» и «Отрочество»,
длящиеся по восемь лет, пролетают быстро, на каждый год приходится всего
одно-два события. Последствия которых, правда, будут сказываться до
самого конца. В четырёх годах «Юности» господину Бранте, приехавшему
поступать в столичный Университет, придётся сделать генеральный выбор –
по какому пути пойти дальше. Следующая глава, «Мир», хоть и вмещает
восемь лет, насыщена событиями больше, чем предыдущие три главы вместе
взятые. Ну и финал – «Восстание». Это всего один день
двадцативосьмилетнего господина Бранте. Если он доживёт до этого дня,
конечно.

Мир игры вымышленный и немного фэнтезийный. Тут есть вполне
реальные божества и их чудеса, у местных людей специфические отношения
со смертью, а кроме собственно людей имеется и местный аналог эльфов –
аркны. Отличающиеся от людей разве что цветом кожи. Ну и ещё тем, что
они занимают самую верхушку местной социальной пирамиды. Но «фэнтезийность»
не должна вас отпугивать, не она в игре главное. «Фэнтезийности» не
много и она органично вплетена в игру. Если же проводить аналогии с
реальностью, то в игре эдакий европейский XVII век.

Мир игры жёстко поделён на сословия и пропитан религией. Есть
простолюдины, чей Удел (да, с большой буквы) – работать и страдать. Есть
дворяне, чей Удел – властвовать и нести ответственность (а заодно
наслаждаться всеми благами жизни). Ну и священники есть, чей Удел
утешать и наставлять. Все эти сословия неоднородны, есть дворяне личные
и дворяне наследные, есть беднота и есть богатеи, но все загнаны в рамки
своих Уделов.
Вся социальная структура местного общества напрямую установлена
тысячелетней давности божественным вмешательством, политическое и
социальное устройство намертво сплавлено с религией. И на момент игры
вся эта система трещит по швам, раздираемая противоречиями и
конфликтами.

Богатое мещанство хочет выбить себе толику прав у дворян. Те, кто
заслужил личное дворянство, стремятся залезть на ступеньку повыше и
втиснутся в ряды дворянства наследственного. Та часть властителей, что
поумнее, готова поступится частью привилегий, чтобы не лишится всего, а
те, кто поглупее, горой стоят за незыблемость обычаев тысячелетней
старины. Высшая аристократия тянет в одну сторону, имперский центр – в
другую. Желания крестьян и ремесленников, как обычно, всем до лампочки,
но они тоже чего-то хотят. Хотя бы просто перестать бессмысленно
«страдать», будучи абсолютно беспомощными и бесправными, и просто жить
по закону. А тут ещё и церковная «реформация» дополнительно раскалывает
общество.

Герой игры, господин Бранте, родом из весьма специфической семьи,
может выбрать один из трёх путей – выслужить личное дворянство, стать
священником или остаться простолюдином. И каждый из этих путей
неоднороден и предполагает несколько линий. Можно впадать в крайности,
это легче всего. Можно пытаться соблюсти некий разумный компромисс, это
непросто.

Каждый из путей показывает мир игры с разных сторон, только пройдя
все эти варианты понятно, почему произошли те или иные события и как они
были связаны. Путь дворянина показывает грызню в верхних слоях общества,
путь священника даёт игроку больше всего сведений о мироустройстве,
местной истории, религии и магии. Путь угнетённого простолюдина
неизбежно ведёт в революционное подполье. А где тайные общества, там и
Тайная канцелярия. Путь простолюдина на мой взгляд самый сложный –
придётся пытаться усидеть сразу на четырёх стульях и вырулить из весьма
непростой ситуации. Если надумаете заняться этой игрой, я рекомендую
проходить её именно в таком порядке – дворянин, священник, простолюдин.
Игра небольшая, за пару вечеров можно пройти одним из её путей, одним из
способов.

Любой путь, любая линия ведёт к неизбежным потерям – в карьере,
семье, идеалах. Не зря игра не просто о жизни господина Бранте, но и о
его страданиях. Неизбежно придётся выбирать между плохим и худшим. Надо
одновременно делать множество взаимосвязанных и противоречивых дел. Надо
«строить карьеру», тем или иным способом. (А игрока буду тянуть в разные
стороны совесть, начальство, друзья и враги). Надо поддерживать мир и
благополучие в семье, а это, пожалуй, ещё сложнее, семья господина
Бранте наполнена неразрешимыми конфликтами. «Романтический интерес»
господина Бранте, на каждом пути свой, подсыпает ещё щепотку трагедий.
Ну и политика. Как бы не поступал господин Бранте, что бы ни делал, его
неизбежно затянет в жернова политического противостояния. И каким он
оттуда выберется, верным охранителем, неистовым анархистом, умеренным
реформатором, да и выберется ли вообще, заранее неизвестно.

Очень просто избрать «радикальный» путь, не важно, какой. Не
искать компромиссов в своём деле, выбрать одних членов семьи и разорвать
отношения с другими, двигаться строго по прямой. Итогом будет счастье,
благополучие и полное отсутствие совести господина Бранте, персонаж у
игрока получится откровенной сволочью.
Самый сложный и драматичный путь – попытаться хоть немного улучшить мир,
не скатываясь при этом в крайности и кровавый разгул, сохранить семью,
друзей и самоуважение. Путь сложный, но интересный.

Особенно непросто становится, если отключить в настройках
возможность видеть (в циферках) к чему приведёт тот или иной выбор. Игра
советует эту «видимость» включить, я же советую, хотя бы на первое
прохождение, выключить – так интереснее, сложнее и драматичнее. (В моё
первое, хардкорное, прохождение, с выключенной «видимостью» и
возможностью переиграть с начала главы, мой господин Бранте, худо-бедно
балансируя и выбирая меньшее зло, дотянул до 25 лет, но всё равно
нарвался на поединок с безжалостным аристократом и был убит, так и не
добравшись до финала).

Впрочем, вам самим решать, какими будут жизнь и страдания
господина Бранте. |
|