На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ВИКТОРИЯ: ИМПЕРИЯ
ПОД СОЛНЦЕМ

На internetwars.ru



Официальный сайт


Другие игры серии:


"ЕВРОПА-3"



КРЕСТОНОСЦЫ
Krusaders Kings


КРЕСТОНОСЦЫ

Именем Господа


ДЕНЬ ПОБЕДЫ-2
Hearts of iron-2



ДЕНЬ ПОБЕДЫ:2
НОВАЯ ВОЙНА
Hearts of iron-2


ВИКТОРИЯ. РЕВОЛЮЦИИ
Victoria.Revolutions


СКРИНШОТЫ:

Виктория. Империя под солнцем - игра для PC на internetwars.ru

Виктория. Империя под солнцем - игра для PC на internetwars.ru


МОД
Первая Мировая

(
МОД Kurt'a)

МОД
для "Виктория-Революции"


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

ВИКТОРИАНСКИЕ ВОЙНЫ
С воспаленными глазами и чувством глубокого изумления смотрел я на монитор. Половину его занимал черный список требований победившей Великобритании, которой управлял ИИ, к проигравшему Трансваалю, которым управлял я. Список притязаний Ее Величества был столь огромен (ибо огромны были мои колониальные владения), что вылез за край экрана, куда уехала и кнопка подтверждения, так что при всем желании я просто не мог подписать капитуляцию. Ситуация сложилась нелепая. Неисчислимая английская армия словно окостенела вдоль периметра моих исконно-бурских владений, которые уже не могли удерживать наши истощенные войска. Почему-то британцы больше не атаковали, хотя их было не меньше миллиона (!). Наверное потому, что по всем эвентам и сценарию Трансвааль должен был давно исчезнуть с карты к 1902 г. - фактическому окончанию Англо-бурской войны. Но моя Великая Бурляндия вопреки здравому смыслу все еще существовала в ее исторических границах.
Чтобы как то встряхнуть ИИ, я снял с оборонительного периметра крошечный резерв - три пехотные дивизии, и попытался атаковать 100 тысячную группировку англичан на фланге. Как только атака началась, компьютер судорожно икнул, экран дернулся и я со своими бурами вылетел на рабочий стол. Видать у ИИ совсем поехала крыша, как впрочем, и у меня тоже.
Хотя "Виктория" вышла еще в 2003 г., играл я в нее впервые, пытаясь найти ответ, в чем секрет успеха стратегий от "Paradox"? И конкретно - "Виктории"? И есть ли у нее будущее?
Начнем хотя бы с того, что"Виктория" она типичный образец добротного клона, сделанного на движке "Europa Unversalis". Ее можно считать прямым наследником в исторических рамках удивительно удачной игры-прародительницы, действие которой, как вы возможно помните, заканчивалось в 1792 году. А у "Европы-2", продолжением которой реально является Виктория, действие заканчивается1 января 1820 года. Стартует "Виктория" с небольшой форой в будущее, в 1836 -м (главная кампания) и завершается в 1920. Есть еще три дополнительные кампании: "Место под солнцем" - старт в 1881, расцвет колониальной эры викторианской Англии, "Первая мировая": 1914 г., с центром внимания к Европе, где уже расставлены, готовые к началу битвы войска. И 1861 г. - для США и Конфедерации.
От внешнего блеска "Европы" в "Виктории" мало что осталось. А то что добавилось, далеко не всегда можно записать в плюс игры. Убогая графика, ужасный интерфейс, многодневное погружение в изучение игровой схемы, бесчисленные вопросы, множащиеся тем дальше, чем больше ты с ней возишься, чтобы только понять, как построить свое социально продвинутое, технологически развитоегосударство викторианской эпохи.
Но я не сделал открытия. Многочисленные фанаты "Виктории" сами прошли через все это, и все равно играют, играют, играют...
Поразмыслив и хлебнув по самую макушку "викторианских войн", пришел к выводу, что причина ее успеха только одна - у "Виктории", нет альтернативы в мире игр. Она в своем роде уникальна. За это ей прощают и графическое убожество, и фатальные вылеты, и тяжеловесную как мамонт систему государственного менеджмента.
В своем уродстве она прекрасна, как прекрасна единственная кривоногая, криворукая женщина, приплывшая на остров, где несут караул 1000 одиноких солдат.

ОВСЯНКА, СЭР!

Раз уж мы заговорили о солдатах, пора от лирики переходить к военной прозе. Армии представлены в игре отрядами по 4 фигурки. Базовая боевая единица - дивизия. В штатах мирного времени в ней 1900- 2200 штыков, в случае мобилизации, если у вас хватит людских и материальных ресурсов - до 12 000. Ее боеспособность зависит от уровня вашего технического прогресса (нарезные ружья стреляют лучше мушкетов, ранние танки - лучше поздней кавалерии и. т.п.) и разных факторов: боевой дух, организация, огневая мощь.
Как и в более поздней серии "День Победы", подразделению можно придать для усиления бригаду: артиллерийскую, гвардейскую, инженерно - саперную, или иную. При всех многочисленных минусах, у "Виктории ", как у игры стратегической, есть большой плюс - очень реалистичная система комплектования войск. Остановлюсь на ней чуть подробнее, поскольку это наиболее интересный и важный элемент. Чтобы выставить на карту новую дивизию, вам понадобятся рекруты. Где их взять?
В каждой провинции вашей империи проживает определенное количество населения, отображаемого на панели обзора сектора крошечными фигурками. Кликнув на фигурку, мы видим численность жителей. Например в провинции Питтсбург, бурской республики Трансвааль, которой я играл, таких фигурок две. "Открыв" их мы увидим, что там живут и трудятся на алмазных копях 2000 белых голландских колонистов и 8000 черного местного населения- нгуни.
Призовем обе группы в армию: получим 8+2 итого 10 призывных единиц. Достаточно, чтобы сформировать дивизию. Но при этом силуэты фигурок на карте опустеют и станут черными. На копях работать будет не кому, что отразиться на бюджете. Позже можно провести демобилизации, но если потери в боях велики, а прирост населения мал, на свое место вернется в лучшем случае только одна фигурка.
Вести войны в "Виктории" - занятие, как видим расточительное. Приходится все время искать источники пополнения для своих корпусов. Помимо прямой мобилизации их два:
это брать людей из колоний, но последние еще надо захватить, или увеличить планку военного бюджета, тогда комиссариаты будут потихоньку, без ущерба населению провинции, проводить призыв и формировать резерв вашей армии.
Наконец последнее - всеобщая мобилизация - крайнее средство, поскольку, при включении этой опции, все призывное население становиться под ружье, бросая свои фермы и заводы, экономика впадает в кому, начинается тотальная война. Крошечный Трансвааль, который я выбрал, чтобы пройти школу викторианских войн, даже при такой тотальной мобилизации мог развернуть на старте игры только семь дивизий.
У всех стран войска внешне выглядят одинаково и различаются только цветом и флагами. Флаги - прямое наследие "Европы" и единственное украшение всех армий в "Виктории".
Получше выглядят флоты. На каждый корабль есть своя маленькая анимация: по морям снуют клиперы, фрегаты, линкоры, а к финалу романтичного 19 века появляются густо чадящие броненосцы и пароходы. Если бы не это, карта совсем выглядела бы мертвой.
Ах да, сразу должен предупредить, что играть на физической карте нельзя - рано или поздно произойдет фатальный вылет, после которого восстановление не возможно. Приходится играть на политической карте. Вот вам и первая ложка дегтя в викторианскую миску овсянки.

БУРЫ НАЧИНАЮТ И ПРОИГРЫВАЮТ
В качестве игровой страны я для себя выбрал Трансвааль: пять провинций, всего полмиллиона населения. Страна, павшая жертвой тотальной английской экспансии на заре 20 тысячелетия. В "Виктории", где разработчики избрали своим коньком исторический реализм, ее в 1899 году ждет неизбежная Англо-бурская война. Хотелось посмотреть, смогу ли я
выстоять в смертельной схватке с британским львом.
Выбор малой страны в такой игре как "Виктория" - палка о двух концах. Я усиленно рекомендую, как в других играх от "Paradox" (кроме "Европы"), начинать за какой-нибудь небольшой географический анклав. Опытные игроки советуют Бельгию, Королевство обеих Сицилий или Арегнтину. Последняя
находится вдали от мировых потрясений и имеет перспективы для колонизации прямо под своим боком.
Тут вы знаете каждую провинцию и можете посмотреть, какой социальный, экономический эффект принесет вам новое научное открытие или новый построенный завод, или торговая сделка. Управлять сверхдержавами (Британия, Франция, Россия и т.д.) неопытному игроку крайне сложно.
С другой стороны, малая страна лишена как правило нужных ресурсов, располагает слабой армией и несколько неудачных ходов в начале, растрата средств не на тот проект, на который следовало,или на открытие, которое можно было сделать и позже, или проигранная война с малым соседом, приведут к тому, что уже в середине игры, вы поймете, что так навсегда и останетесь аутсайдером цивилизованного мира.
И все же мой выбор был твердым: Трансвааль и Англо-бурская война.
Несколько раз начинал заново, пока не понял в чем мои ошибки. Трансвааль стартует
с 5-ю провинциями, одной единственной иррегулярной дивизией, правящей консервативной партией воортреккеров (кто такие? Почему не знаю?) и суммой в 750 фунтов. Выхода к морю нет, его закрывает карликовое королевство Зулу .На западе лежат дикие земли Бечуанленда, на востоке - крохотный нецивилизованный Свазиленд.
Первой и естественной попыткой было покорить зулусов, но наша единственная дивизия потерпела от них поражение, что довольно странно. И зулусы были довольно странные, не со щитами из буйволовой кожи и с копьями, а с мушкетами и ранцами за плечами. Как я уже предупреждал - не ждите от графики в "Виктории" многого, визуально она даст вам минимум.
Неудача с зулусами ввергла нашу хилую экономику в коллапс, а когда зулу еще и вышли из своих границ, оттяпав у нас две провинции, пришлось бросить игру и начинать заново.

ПИЛА, КАК СРЕДСТВО ПОКОРЕНИЯ МИРА
На первом же ходу в Претории состоялось чрезвычайное заседание воортреккеров. Постановили - армию распустить и начать не с войны, а со строительство мошной экономки. "Мощная" трансваальская экономика базировалась на трех зерновых плантациях и двух овцефермах. Правда вскоре в двух провинциях открыли алмазы, но из за малого числа рабочих добыча их казну не сильно обогатила. При максимальной экономии бюджет в день давал всего 2.2 фунта. Это при том, что налоги - 50% (максимум на данный момент), расходы на борьбу с преступностью, содержание армии, полностью упразднены, скудные средства выделены только на поддержку науки.
Остается заварить чаю и ждать, пока в казне скопится хоть какая-то приличная сумма, от 2000, чтобы проложить первую экспериментальную железную дорогу (слегка увеличивает доход от провинции и объем производства), до 5000, чтобы начать колонизацию какой либо нецивилизованной территории. На этом этапе и при таком выборе развития (он оказался тоже ошибочным) игра за малую страну крайне скучна. Просто сидишь и ждешь, глядя на экран, как там аккумулируется нужные деньги.
Но вот они есть - решаем колонизировать Свазиленд, на что уходит несколько лет, прежде чем он мирно к нам присоединяется. Есть 4 типа колониальных зданий (церковь, форт, торговый пост, угольный склад), каждое из которых дает право на колонизацию страны. При условии, что у тебя есть хотя бы одно здание во всех ее провинциях. Если там здания разных стран, то путь один - захватить их в процессе колониальной войны. Свазиленд в этом плане удобен тем, что в нем только одна провинция.
Замечу, что появление хоть какой-то постройки на карте, сразу ее оживляет, но миссиями
и "живой" пилой, означающей, что где-то идет строительство чего-то, все "викторианская" цивилизация , к сожалению, и ограничивается.
Затем мы перенесли нашу мирную колониальную экспансию на дикий Бечуанленд.
Но у него аж пять провинций, и едва мы успели построить миссию в одной, как с ужасом обнаружили, что там же появилась и английская торговая фактория. Мало того, от самых наших границ до западного берега Африки - всюду усиленно работала британская пила. Располагая бюджетом сверхдержавы, Англия строила оптом, сразу по все четыре здания во всех окрестных нецивилизованных провинциях, и мы сморкнуться не успели, как
к 60-м годам она, исторически вполне достоверно, колонизировала весь юго-запад Черного континента.
Получается, мы зря вкладывали наши скудные капиталы в Бечуанленд. Он перешел к Англии со всем немногим, что мы там успели построить. А ведь деньги нужны были и на развитие инфраструктуры: прокладывать железные дороги, делать апгрейды провинциальных построек: алмазных копей, овцеферм и зерновых плантаций. Конечно, мы в конце концов собрали армию, покорили зулусов ("великая" победа), но к началу Англо-бурской войны у нас под ружьем стояло всего 5 дивизий, наука агонизировала, и мы по-прежнему волочились в хвосте научного и игрового прогресса. Не мудрено, что в 1899 году британский лев прихлопнул нас одной лапой.
Но воортреккеры, стоящие у власти в Претории, народ хотя и тупой, но упорный. Очередной выход из игры, еще одна попытка, потом еще одна, хождения на "викторианские форумы", советы ветеранов викторианских войн, да и собственный, мало по малу приобретаемый опыт, вывели наконец моих буров из тупика, куда их загнала безжалостная история и фирма "Paradox". "Виктория", не из тех игр, которые можно освоить наскоком, она, пожалуй, самая сложная в освоении из парадоксовских стратегий (что сразу запишем ей в огромный минус). Ее надо брать как крепость, терпением, выдержкой и осадой. И тогда ее притягательность обязательно откроется.
Вот вам рассказ, как вопреки исторической логике была построена велика Бурляндия.
Или некоторые секреты из непростой викторианской науки побеждать.

ТРАНСВААЛЬ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ!
Буры, потомки голландских колонистов, народ мирный, но в "Виктории", чтобы не остаться на задворках цивилизации, надо воевать. Причем, постоянно.
В этот раз поумневшие воортреккеры в Претории не стали тратить деньги, как это я делал в начале, на улучшение своей хилой аграрной инфраструктуры. Даже науку временно остановили (ползунок в экономической панели - на ноль), так же как и сулящую перспективу мирную колонизации Свазиленда. Ждать пока накопятся 5000 на постройку колониальной фактории долго, а вот собрать еще 750 фунтов к уже имеющимся и вложить 1500 в создание регулярной пехотной дивизии с орудийной батарей, это можно быстро. Пушки на первых порах и ружья в наших арсеналах есть (потом придется покупать на Мировом Рынке). Не хватает правда личного состава, поэтому целиком мобилизуем все черное и белое население одной из наших пяти провинций - Барбертон. Ох нескоро им придется вернутся к своей сохе.
Как только дивизия готова к развертыванию, объединяем ее с изначально имеющейся иррегулярной дивизией и этой маленькой армией нападаем на зулусов. Против лома, то есть против наших пушек, нет приема, их армия разбита, и над провинцией появляется дымок пожара - идет ассимиляция. Когда она составляет 100% процентов, мы присоединяем себе бывшее зулусское одноклеточное владение с его овцами и злобным коренным населением, норовящем восстать. Они и вправду восстают, но в ничтожном числе, потому что, оккупировав провинцию, мы забираем всех ее кафров в армию и начинаем формировать еще одну дивизию, а также строим клиппер - он дешевый, всего 500 фунтов. Теперь у нас есть выход к морю!
За экономику, а тем более социальные вопросы мы еще даже не брались, только немного отпустили денег на науку. С финансами стало чуть получше, потому что в нашей провинции Рустенбург открыли месторождение алмазов и на рынке они пока в цене.
Но ситуация все равно экономически трудная, армия, какая бы мала она не была, поглощает почти весь наш бюджет.
Однако, встав на тропу войны, буры не должны останавливаться, по крайней мере сейчас. Колонизация Свазиленда (с чего я неизменно начинал прежние кампании) вновь отложена. Пехотная дивизия (теперь их у нас три) на клипере плывет к большому острову на востоке - он, если вы хорошо помните географию, называется Мадагаскар. Это независимое, но не цивилизованное государство. Его нельзя колонизировать мирно, фактории строятся только на диких землях. Его можно (и нужно) завоевать.
Объявление Мадагаскару колониальной войны стоит нам потери части такого важного параметра, как престиж, но он с лихвой поднимется, если мы выиграем эту войну и колонизируем большой остров (4 провинции).
Высадив дивизию на мадагаскарском побережье, клипер вскоре переправляет еще одну.
А потом и третью. Четвертая и последняя, иррегулярная, остается подавлять остатки народного гнева в Зулуленде.
Правитель острова мобилизует свои крошечные силы, но против наших пушек, как и зулусам, ему не устоять. К тому же мы временно, влезая в долги, ассигнуем деньги на содержание армии (передвигаем соответствующий ползунок в панели экономики). Это дает во-первых, рост боевой морали, во вторых увеличивать численный состав дивизии.
Разбив королевские силы, мы быстро покоряем остров, сразу же дав ему статус полноценной области. Такой статус позволяет строить там заводы (
кроме того жители колоний не дают бонусов. То есть служащие не добавляют очко технологий, а офицеры очков лидерства). Мы тут же начинаем строить свой первый завод - по производству пиломатериалов, в той провинции, где есть лесоразработки. Впервые мы обзавелись источником ценного природного ресурса. Он нам широко понадобится в развитии нашей будущей индустрии.
Колонизации Мадагаскара становиться переломным момент в истории Трансвааля. Теперь его население уже свыше 2000 миллионов, в казну пошло больше налогов, стало (вот теперь пришло время!) возможным проводить апгрейды провинциальной инфраструктуры. Уже без большого труда мы собрали 5000 фунтов и вложили, наконец, их в колонизацию Свазиленда, который к нам мирно присоединился 1851 году. К тому времени мы уже вели новую колониальную войну - на побережье восточной Африки, быстро тесня силы правителя Омана, и решали, что делать с назревающей на Западе британской угрозой.

ПЕРВАЯ АНГЛО-БУРСКАЯ ВОЙНА
С начала игры прошло всего ничего, а посмотрите какой прогресс для крошечного голландского анклава в Южной Африке: начав в 1836-м, в 1838 мы покорили Зулуленд, в 1844 - под нашем контролем оказался Мадагаскар, в 1851 мы мирно аннексировали Свазиленд, и теперь наши владения насчитывали уже 9 провинций. В начале 60-х Трансвааль располагал еще двумя обширными колониями: бывший Оман (10 провинций, который пришлось завоевывать в два этапа, поскольку он имел часть территорий в Восточной Африке, а часть - на Севере Аравии. И соседний с ним Абу-даби.
В колониальных войнах есть одна хитрость. Прежде чем напасть на "нецивилизованное" государство, посмотрите его политический статус, а вдруг он в союзе с могущественной "цивилизованной" державой? Тогда лучше его не трогать и поискать себе жертву, не имеющую европейских покровителей.
Уже целая флотилия из 5 клиперов возила десантные войска. Оман мы оставили колонией, чтобы вербовать более дешевые колониальные войска - малопригодные в столкновении с регулярными европейскими армиями, но достаточно сильные, чтобы вести колониальную экспансию. "Виктория" - игра за колониальный передел мира, хочешь не хочешь, а тебе приходится вести динамичную игру с активными военными кампаниями. Иначе - не выжить. Наши колонии дали нам товары, которые мы с выгодой сбывали на Мировом Рынке и потребляли на внутреннем: фрукты, шерсть, опиум, тропическое дерево.
Мы процветали, но не знали как остановить английскую экспансию. Британия и так уже прочно обосновалась на юге Африки, а теперь еще включила на полную мощь свою колониальную пилу и вот-вот все к западу от наших границ должно было окрасится в багровые тона английских колоний. А в колониях уже можно набирать войска, создавая ударные группировки под самым нашим боком.
Логика подсказывала - самим начать войну. Пробовал ради эксперимента. Но английские красные мундиры тотчас высадились в плохо защищенных
Омане и Мадагаскаре, лишив нас этих драгоценных приобретений. Мы еще были слабы воевать с "Империей под солнцем".
Откатал (пересохранился) назад и приуныл. Мои воортреккеры тоже угрюмо лохматили бороды, не зная что делать. Тогда решили нанять иностранного военспеца. Из далекой России за большую плату - ведро алмазов и бочку голландской водки - выписали ветерана викторианских кампаний Владимира Полковникова. Он подсказал решение - напасть не на Англию, а на какого-нибудь ее сателлита. Одновременно провести рейд по строящимся британским колониальным структурам и захватить их. Британия кинется защищать своего протеже, но как только сателлит подпишет мир, его автоматически подпишет и Лондон, оставив вам все свои фактории. Читерский прием, но в "Виктории" Британия сама страшный читер, и ее "спланированная" оккупация Западной Африки есть не что иное как прописанный в сценарии "евент", неизбежное событие.
На наше счастье у буров под боком обнаружился как раз такой британский сателлит - "одноклеточное" государство-провинция Наталь. Медлить было нельзя - восемь регулярных бурских дивизий вступили на его территорию, началась первая Англо-бурская война. Одновременно две наши кавалерийские дивизии поскакали на запад от границ Трансвааля, в самое скопище британских факторий, готовых вот вот окуклится в полноценные колонии. Пока этого не произошло, войск там нет, только колониальные объекты и едва только ваши кавалеристы там появляются, над ними поднимается четырехцветный флажок Трансвааля.
Война не была долгой. Хотя британские войска начали энергично наступать с юга, но мы призвали на помощь союзника. Дело в том, что и в истории, как и в игре, две бурские республики: Трансвааль и Оранжевая (у нее три провинции). Оранжевые буры помогли нам удержать Наталь, пока наша кавалерия завершила свой пиратский рейд. После чего Наталь подписал мир на наших условиях ( с контрибуцией), и Британия как овечка последовала его примеру. Ее десанты, успевшие было высадиться в Омане и Мадагаскаре, тоже убрались восвояси.

ВЕЛИКАЯ БУРЛЯНДИЯ!
Восторженные буры подсчитали результат этого блистательного блицкрига. Мы захватили 7 секторов с полностью готовой к колонизации инфраструктурой. Из них пять - составляли Бечуанленд. Осталось только воспользоваться опцией - "претендовать на колонию", что мы и сделали, раздвинув границы Трансвааля на пять провинций на Запад. Два оставшиеся сектора с их факториями, на территории Намибии, мы выгодно продали России.
После чего мои Трансвааль совершил не слишком благородный, но продиктованный суровой колониальной необходимостью поступок.В Претории справедливо решили, что
две бурские республики на одной карте - явление перед лицом британской угрозы ненормальное. Сам я хорошо помнил, сколь ничтожен наш "оранжевый" союзник, когда грядет Большая Англо-бурская война.
В столицу к "оранжевым" отправился дипломат, с предложением объединится. Но тамошние буры настолько закоснели в своем консерватизме, что ответили отказом. Сильная армия Трансвааля еще стояла у границ Оранжевой республики после недавней войны за Наталь. До Блюмфонтейна всего один марш-бросок и вот уже столица нашего бывшего союзника оккупирована, его деморализованное ополчение рассеяно, и наших бородатых, в широкополых шляпах, увешанных патронташами командо с восторгом встречает тамошняя прогрессивная общественность.
Самым ценным приобретением стали не только три исконно бурские провинции, но и два ценнейших и редких источника сырья: в одной из них - железные рудники, в другой - угольные копи. С этого момента я сбился со счета, сколько у меня провинций под контролем, игру пришлось перевести на медленный режим, чтобы всерьез заняться таким важным вопросом, как индустриализация и экономика.

Захват колоний, их богатства и их поверженные правители
Наступает такой момент, когда вашей малой стране, претендующий на роль развитой державы, уже недостаточно одного колониального сырья. Нужны всевозможные товары промышленного уровня, которые следует либо купить на рынке, где их иногда нет и цены скачут. Либо произвести самим. Для этого нужно развивать свою промышленность, строить заводы, чем мы и занялись: в бывшей Оранжевой поставили сталелитейный, благо там добывалось необходимое сырье: уголь и железо. По соседству в Претории выстроили завод стрелкового оружия (ему нужна сталь, а ее производство мы наладили).
В обеих провинциях сразу же проложили железные дороги - шпалы исправно поступали с завода пиломатериалов на Мадагаскаре.
Но заводам нужны рабочие руки и все больше крестьян мы забирали с полей. В Претории к станкам стало практически все работоспособное население, но и его не хватало. Для выхода на полную мощь заводу требуется 5 рабочих, а в моих бурских провинциях от силы по 2-3 в каждой. Поэтому на заводы погнали и фермеров с Бечуанленда. Наши пашни и нивы запустели, зато колонии исправно снабжКРЕСТОНОСЦЫ font color=VicImages/Screen2.gif br Британия сама страшный читер, и ее али нас провизией: зерном, мясом, фруктами. Выходит без колоний в "Виктории" просто нельзя. И пока у нас оставалось время до Большой войны, наш экспедиционный корпус не знал покоя. Мы успели к дележу Борнео, утвердившись в его центральной части (нефть и древесина), откусили кусочек Филиппин (каучук) и полностью прибрали к рукам богатейший остров Ява (краски и сера, столь необходимая в производстве боеприпасов). Животноводческие и рыболовецкие провинции слали нам мясо и рыбу для консервов (нужны при создании новых дивизий). Мы даже добрались до далекой Камбоджи, но, сокрушив ее и найдя там ничего интересного, продали за бесценок (300 фунтов!) китайцам. Выведенные оккупационные войска перевели на усиление гарнизона более ценного для нас Борнео.

СНИМИТЕ И ПРОДАЙТЕ ПОСЛЕДНЮЮ РУБАШКУ
К 1880 годам социальный состав нашего государства стал меняться.
В "Виктории" ( чем она отличается от других стратегий от "Pardox") есть 10 классов населения. Там и безземельные пролетарии, и трудяги (крестьяне) и средний класс, и военные, и духовенство, и аристократия.
У каждого свои политические пристрастия (консерваторы, либералы, социалисты и т.д.) и насущные потребности: товары разных типов, которые вы обязаны им дать. Чтобы обратить крестьян в рабочих, нужно затрать определенную сумму денег и товаров ширпотреба, таких как повседневная одежда, мебель, табак, вино. И в дальнейшем необходимо поддерживать наличие таких товаров на складах (иначе рабочие бросят свои станки и вернуться к сохе). Получаем эти товары двумя способами. Первый - покупаем на Мировом Рынке, при этом неплохо установить высокие пошлины. Это возможно, если у власти партия, поддерживающая протекционизм в торговле. В моем случае это воортреккеры. Пошлины станут солидной прибавкой к вашему бюджету.
Второй и лучший путь: строить, по мере возможности свои собственные, стекольные, винные и мебельные заводы, производящие ширпотреб. Было бы сырье в провинции, рабочие руки и деньги в казне.
С появлением классов, меняется и расстановка политических сил. Крестьяне традиционно - консерваторы. В то время как заводские рабочие - шаткий в политическом отношении элемент. Средний класс (если он у вас есть) тяготеет к либерализму.
Но на политической составляющей в "Виктории" я долго останавливаться не буду. Игра и без того неоправданно сложна, а в моем случае расстановка политических сил не оказывала видимого влияния на на развитие великой бурской державы. Средний класс у меня так и не народился из за высоких налогов, преобладала промышленная и сельская беднота и несколько увеличилась офицерская каста - офицеры нужны, чтобы возглавлять новые дивизии.
Для армии потребны не только рекруты, но и определенное количество очков лидерства. Приходится часть населения за большие деньги и не только (дорогое сукно на форму и проч.) переводить в офицеров и к началу Большой Англо-Бурской войны в одной только метрополии я имел больше 30 дивизий, все усиленного типа (в процессе самой войны сформировал еще 12!), и не меньше 10 - на Яве, не считая некоторого числа вспомогательных войск в колониях. Сильный бюджет помог мне довести численный состав дивизий до максимума - 10 000 штыков в каждой.

ЧЕРНЫЙ 1999 ГОД
Сама Велика Война разочаровала. Хотя поначалу развивалась она интересно - англичане прибыли в Африку крупными силами, но в адекватном количестве. Хотя они нас и превосходили, но железные дороги, саперные части и многочисленная артиллерия помогали нам удерживать периметр. Тогда красные дивизии стали обтекать нас с фланга и заняли Бечуанленд. Я это предвидел и не очень обеспокоился потерей бедной населением и ресурсами провинции, благо всех кафров оттуда мы давно забрали на фабрики или в армию. Мы довольно долго и успешно удерживали индустриально развитые исконно бурские территории, а колонии противник почему-то на сей раз не атаковал. Видимо "евент" прописывал ему исключительно захват Трансвааля. Это и погубило игру.
Встретив отпор, "евент" заглючил, как если бы он был удавом, собравшимся проглотить кролика, и обнаружил, что кролик размером со слона, причем - боевого слона. Глюк ИИ выразился в том, что он открыл виртуальный шланг, из которого без всякого лимита на карту хлынули английские войска. Это был сплошной красный поток, стихийное бедствие, цунами. Нас просто смыло с карты, после чего ИИ предъявил свой знаменитый ультиматум. Финал вам уже известен - игра рухнула, меня выкинуло на рабочий стол.

ЕСТЬ ЛИ У "ВИКТОРИИ" БУДУЩЕЕ?
Вопрос несколько запоздал. Будущее уже наступило, "Виктория" становится вчерашним днем на рынке стратегий. И все же конкурентов ей в своем жанре пока нет, и следовательно будущее у стратегии такого типа, есть, поскольку сохранился устойчивый круг почитателей и они ждут продолжения. Я бы и сам попытал счастья в роли викторианского колонизатора, но лишь в новой "Виктории". В "Виктории-2", если в ней графика будет на должном уровне, зулусы будут ходить со щитами и копьями, а армии оденут положенную им национальную униформу. К сожалению, о "Виктории-2" пока ничего не слышно.
Что добавить? Разве что фанами "Империи под солнцем" написаны целые манускрипты, где вы найдете 1001 ответ на 1001 вопрос, возникающий у любого, кто дерзнет испытать на себе все прелести и глюки "Виктории". Ссылки на них вы найде
те в левой колонке. Пользуйтесь - это бесценное наследие игровой викторианской эпохи.

©Обзор подготовил Александр Морозов (King Augustus). Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru