На главную страницу


CRUSADERS. THY
KINGDOM COME

На internetwars.ru


Официальный сайт
Российский фан-сайт


СКРИНШОТЫ:


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

 

ПЕРОМ И МЕЧОМ
После появления обзора по «РПГ с элементами стратегии» (см. «Mount & Blade») сам бог велел написать о какой-нибудь «стратегии, с элементами РПГ». Что же, заточим стальные мечи и гусиные перья: первые обагрятся кровью нечестивцев, вторые окунуться в чернила. Речь пойдет об игре «Crusaders: Thy Kingdom Come» (в русской локализации: «Крестоносцы. Во имя Короны»), разработанной венгерской студией Neocore Games.
Из названия уже видно, что игра посвящена крестоносцам и крестовым походам. Если точнее – самому первому и самому успешному крестовому походу, закончившемуся захватом Иерусалима. Игроку придется пройти путь вместе с крестоносной армией от переправы через Босфор до взятия священного Иерусалима, заключенный в полтора десятка миссий.

ПОЧЕМ ОПИУМ ДЛЯ КРЕСТОНОСЦЕВ?
Игра состоит из двух частей: первая – это сражения на тактической карте во время выполнения очередной миссии; вторя часть – пребывание в «лагере крестоносцев» между схватками, это и есть вышеупомянутые «элементы РПГ».
На мой взгляд, лучше всего получился в игре именно этот, промежуточный для прохождения кампании момент. О том, что собой представляют тактические сражения будет сказано ниже, а пока поговорим про «стратегическую» часть.
Играть можно за одного из пяти рыцарей-крестоносцев – англичанина, француза, испанца, итальянца или немца. Все они обладают специфическими способностями и навыками. Кто-то богаче, кто-то сильнее, кто-то умнее… Выбираем – и в путь, на Иерусалим! Впрочем, начать придется с предместий Константинополя, и, только изрядно поплутав по Малой Азии дойти до пункта назначения. Чем-то напоминает «Stronghold: Crusader» не правда ли? Вот только строить ничего не придется. А перемещение «по пунктиру» от боя до боя – прямиком оттуда.
В начале у игрока весьма скудно с войсками – кроме отряда телохранителей, окружающих наше alter-ego – крестоносца, буквально пара-тройка отрядов. Придется раскошелится (благо несколько тысяч золотых нам выделено на бедность) и нанять новые отряды. Набор достаточно стандартный – рыцари пешие и конные, воины с двуручными мечами, копейщики и секирщики, арбалетчики и лучники, легкая кавалерия и т.п. Набор войск зависит и от того, какой именно выбран главный герой, и от степени продвижения его в кампании.
Набрав войска можно перейти на тренировочную площадку. Ну, название говорит само за себя. Здесь отряды игрока могут совершенствовать свою атаку и защиту, восполнять потери после боев и обретать специальные навыки. Все это за деньги, разумеется.
Отряду, по достижении им определенного количества опыта, можно «закупить» командира – «капитана», повышающего характеристики отряда. Можно выдать спецспособность: например «снайперская стрельба» для лучников, или «бронебойный удар» для мечников. Таких способностей для отрядов несколько, причем они взаимоисключающие, так что приходится выбирать, что именно совершенствовать.
Кстати, самого главного героя тоже можно «прокачивать» на умения.
В «лагере» есть еще одно забавное местечко – Алтарь. Там можно посмотреть, каков уровень веры персонажа и какие реликвии он успел нахапать на Святой Земле. Вера влияет на стоимость отрядов и улучшений – к шибко верующему командиру солдаты идут служить чуть не бесплатно, с атеиста же дерут втридорога. Само «количество веры», естественно, изменяется в зависимости от успешности (или – не успешности) выполнения заданий кампании. Реликвии (выдающиеся по ходу кампании в зависимости от выбранной стороны и выполненных заданий) дают «сверхспособности» герою. Можно заключить бартерную сделку с Папой Римским: мы ему - реликвию, он нам - веру. В конце концов, реликвии можно просто продать.
Еще одна «надстройка» - «рейтинг кампании» (O Main Gott! Мало им было «веры» и всяких «суперударов», еще и «рейтинг» понадобился!). Рейтинг увеличивается с количеством выполненных игроком заданий (и соответственно – уменьшается с провалом). Кроме того, если вы не уверены, что для прохождения следующей миссии ваших силенок хватит – можно заранее попросить подкрепления у других крестоносцев. После завершения миссии эти отряды (точнее, то, что от них осталось) у вас отберут. И заодно отберут некоторое количество «рейтинга». А вот так. Не хвались, идучи на рать. А хвались, сами знаете – когда.
Но и это еще не все. Кроме того, что нам был предоставлен выбор одного из пяти персонажей, так еще и в кампании присутствуют пять разных наций. Точнее – «сторон»: все те же Англия (в игре – Нормандия), Германия (Лотарингия), Испания (почему-то Прованс), Франция и Италия. И в каждой миссии каждая из сторон в довесок к главному заданию будет выставлять свои дополнительные. Зачастую – совершенно противоположные. Скажем, в одной из миссий Лотарингия требовала найти обомжившихся, бродящих по окрестностям со времен «похода бедноты», крестоносцев и истребить их яко отступников, а Нормандия просила отыскать этих бедолаг и взять под свое начало, вернув на путь истинный. Какое из дополнительных заданий взять – в воле игрока. Можно взять все (если они не взаимоисключающие), а можно – ни одного, ограничится только обязательным «главным» заданием. Кстати, «главные» задания вполне традиционны – «отбить нападение…», «напасть и захватить…», «сопроводить и защищать…». Конечно, встречаются и некоторые отклонения от нормали – вроде ночного диверсионного боя «на время», но…
Ах да, забыл сказать о смысле выполнения дополнительных заданий. За их выполнение даются очки славы, за провал, как не трудно догадаться, отбираются (O Dio! «Вера», «рейтинг», теперь еще и «слава»…). При чем не просто «очки славы», а славы за определенную сторону. Скажем, во Франции вы герой, а в Германии вас в упор никто не видит. Ну а количество Славы влияет на вашего персонажа и его отряд. Скажем, по достижении определенного количества славы можно нанимать новые типы отрядов. Или получить реликвию (что это за штука – см. выше). Или еще какую-нибудь плюшку получить.
Ну, всё, отряды набраны, улучшены, задания на миссию взяты – вперед!

ТАНЕЦ РЫЦАРЕЙ
Командовать нам предстоит не одиночными воинами, а целыми отрядами, как в Total War. На этом сходство с прославленной серией и заканчивается.
Что из себя представляет «миссия», «тактическая карта», «сражение» - называйте как хотите – в «Крестоносцах»? А нечто вроде «миссий» в игре «XIII век». Пусть игры весьма разные, но я никак не мог отделаться от ощущения, что они родственники. Вот только «Крестоносцы» ещё хуже.
Отряд можно построить несколькими способами – клином, линией, рассыпным строем (не для всех отрядов все виды построений доступны). При построении « в линию» пешие рыцари лучше защищены, но жутко медленно двигаются и быстро устают. Рассыпной строй, сами понимаете, полезен при обстреле, а «клином» лучше атаковать. Вот, собственно, и все. Все тактические приемы исчерпаны.
Нет, конечно, есть еще усталость – бегать по пересеченной местности латникам тяжело, им лучше шагом да по дорогам. Легкая пехота, напротив, в труднопроходимой местности получает преимущество. В лесу можно спрятать в засаде отряд – вот только пользуются этим (по скриптам) в основном ИИ-противники - хитрые сельджуки и фатимиды. Они, собственно, только скриптами вместе с подавляющим численным превосходством и спасаются – по параметрам защиты/атаки до крестоносцев мусульманам очень далеко.
Никакого понятия о «морали» войск нет – уж если отряды столкнулись, то бьются до последнего солдата. Вообще что-либо приказать отряду, уже вступившему в схватку невозможно (в отличие, скажем, от боев в Total War). Никакой надобности во фланговых ударах, заходе в тыл, окружении элементарно нет.
Сами «солдатики» в игре – это отдельный разговор. И в Total War, сколь его не ругали за неисторичность, и в «XIII веке», сколь его не ругали за однообразие, юниты выполнены более-менее реалистично. А вот графика юнитов в «Крестоносцах» мне почему-то напомнила юнитов из «Warhammer 40.000: Dawn Of War». Какие-то они в «Крестоносцах» гротескные, утрированные. Хотя и прорисованы весьма тщательно и красиво. Так что с этим можно было бы смирится, если бы юниты стояли на месте. Но как только они начинают двигаться… Тихий ужас, балет паралитиков. В приближении на битву смотреть просто невозможно – картонные модельки, дергающиеся в эпилептическом припадке.
Да еще, ко всему прочему, передвигаются и сражаются «солдатики» довольно долго, даже при увеличении скорости игры в два раза приходится зевать, дожидаясь, пока отряд наконец доберется из пункта А в пункт Б. Стоит помянуть еще одно неудобство – сохранять игру во время «тактического сражения» нельзя. Выскочил на тебя в последний момент из ниоткуда полк сельджукских моджахедов, вырезал войска – изволь, проходи все заново. В принципе, если не приближать сильно камеру, проходить миссии можно без особых отрицательных эмоций. Но занудно и скучно.

***
Каков итог? Довольно забавная «РПГ-составляющая» разбилась об унылую «тактическую» составляющую. Игра и не сокрушительный провал, и не ослепительный успех. Так, очередной серый мышонок игровой индустрии.
Конечно, венгерские разработчики могут гордится собой. Так, как гордились собой российские разработчики того же «XIII века». На безрыбье, как известно, любое водное членистоногое мнит себя тунцом или, на худой конец, форелью.
Однако, если взглянуть со стороны, игра «Крестоносцы. Во имя Короны» выглядит обычным середнячком, откровенно вторичным продуктом, с минимумом свежих идей и посредственной их реализацией.
Эта же студия готовит новую игру «King Arthur». Уже с полноценным стратегическим режимом, по концепции – конкурент Medieval II Total War. Что ж, посмотрим. Но после такой игры, как «Крестоносцы. Во имя Короны», в конкурентоспособность верится с трудом.
©Обзор - Андрей Гузенко ( Erofey), август 2008 г.. Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru

Сахар продукты питания оптом.